в Цитаты

Велосипед Салмана Хана

На моей недавней лекции в Москве, вспомнил цитату из TED-выступления Салмана Хана, основателя Khan Academy. В видео он рассказывает о том, как именно они переизобрели образование, но меня больше всего поразила метафора с велосипедом, вот она:


Книжку Хана «Весь мир — школа» недавно перевели на русский, кстати. Но я пока не добрался ее почитать.

При традиционном изучении предмета в школе дается пара домашних заданий, задание, лекция, задание, лекция — и после этого идет итоговый экзамен. Независимо от того, насколько успешно вы его сдаете — на 70%, 80%, 90% или 95%, класс переходит к следующей теме. Даже ученики с результатом в 95% не знают 5%, но что именно они не знают? Может, они не знают, что происходит при возведении числа в нулевую степень. И с этим незнанием они всё равно начинают изучать следующую тему.

Представьте себе — это аналогично обучению езде на велосипеде, где, наверное, я сначала объясняю вам теорию, а затем даю вам велосипед на две недели. Через две недели я возвращаюсь и говорю: «Так, давайте посмотрим. У вас проблемы с левым поворотом. Вы не умеете тормозить. Вы на 80% велосипедист». И я ставлю большую оценку «3» вам на лоб, и говорю: «А теперь бери одноколесный велосипед». Как бы нелепо это ни звучало, в наше время на уроках в классе происходит именно так. И суть заключается в том, что при быстром прохождении материла хорошие ученики начинают внезапно проваливаться на алгебре или ни с того, ни с сего не могут справиться с исчислением, будучи достаточно умными и занимаясь с хорошими преподавателями. Это происходит потому, что у них есть дыры, как в швейцарском сыре, которые пронизывают весь каркас их знаний. Поэтому наша модель предлагает изучать математику так же, как вы бы изучали что-либо иное, как вы бы учились езде на велосипеде. Сидеть на велосипеде. Падать с велосипеда. Делать это до тех пор, пока вы не достигнете мастерства. В традиционной модели предусмотрены наказания за эксперименты и ошибки, но она не ожидает достижения мастерства. Мы поощряем эксперимент. Мы поощряем ошибки. Но мы ожидаем овладения мастерством.

Пока писал пост, вспомнилось, что в университете нашей группе повезло с одним из преподавателей математики: когда он понял, что с математикой в целом беда, он уточняющими вопросами нащупал тот блок знаний, который у нас у всех проседал, но который был основополагающим для его курса. И объяснил его в упрощенном виде, достаточным для понимания остальных лекций. Заняло это лишь пару лекций.

Поделиться
Плюсануть
Класснуть
Запинить

Что думаете?

Комментарии