20988287_10212114357467975_3897213293606131469_o

в Челленджи

Медленные микро-конспекты: эксперимент с чтением и конспектированием

Пару неделю назад озадачился тем, что обрабатывать большие конспекты книжек уже после того, как их дочитал мне трудно и скучно.

Во-многом это произошло из-за того, что я очень люблю электронные книжки за возможность выделять просто горы текста за пару движений. Тут даже не надо как раньше карандашиком мучаться подчеркивать — щелк-щелк и готово. Если книжка хороша и воды там минимум, я выделял прям целыми страницами, вон как на скриншоте сверху. В итоге обычно получалось, что на выходе у меня почти такая же книжка, как была сначала, с немного отжатой водой и надо её заново перечитывать, чтобы все-таки сделать конспект.

Решил провести эксперимент и поменять подход к конспектированию: новую начатую книжку читал, сразу по ходу делая микро-конспектики и одновременно посты в фэйсбук.

20988287_10212114357467975_3897213293606131469_o

Идея простая: заменить один большущий конспект горкой маленьких, читать медленнее, но сразу конспектировать основные мысли после каждого подхода к книжке. И собирать из основных мыслей небольшие посты с микро-конспектами. А потом есть идея объединять множество небольших постиков оглавлением в одном посте.

Вариант с микро-постами мне нравился еще тем, что была гипотеза (спойлер: кажется, подтвердилась), что такие микро-кусочки легче будет уложить в TheBrain, который я теперь использую вместо Evernote для ведения своей базы знаний.

В этом посте собрал выводы, которые поймал за время эксперимента:

Список дел из книги

 Привычная техника сразу выписывать задачки в список дел, если замечаю или придумываю какую-нибудь инструкцию к действию из книги продолжает работать. Кажется, это одна из самых надежных и легковнедряемых техник чтения в моем арсенале. Технически может срабатывать двумя вариантами: либо сразу закидываю задачу в список дел в духе «Добавить в список для интервью вопрос «Какие у этого будут последствия?» или выделить цитату и сделать комментарий ‘TODO’ к этой цитате в вашей читалке (в Букмэйте и Киндле можно оставлять камменты точно, во многих других читалках, подозреваю, тоже). Даже если не будете вести подробный конспект, то список задач, вытащенный из книги будет ярким напоминанием о пользе, которую книжка вам принесла.

Медленное чтение

 Переживал, что чтение таким образом будет идти медленнее, решил проверить насколько, чтобы опираться на данные. Читал под таймер — подходами по 30 минут. Под таймер обрабатывал свои записи. Книжку я читал, понятное дело, быстрее, чем обрабатывал конспект. Например, в первый же день, 30 минут читал (17% книжки), 5 минут записал впечатления по процессу (из которых получается сейчас этот пост), 45 минут обрабатывал конспект (успел чуть больше трети прочитанного). Отставание в две трети текста, получается. Потом оно плавало плюс-минус, в зависимости от плотности глав. Через некоторое время к этому отставанию частично привык, частично обратил внимание, что от такой внимательной обработки у меня получается внимательнее использовать прочитанное тут же в работе, стало совсем здорово. Вспомнилось, как в нарративной школе были задания в духе «прочитай и выдели то, что особенно показалось важным» и как это затачивало внимание. Очень круто для меня работало и работает по сей день.

Навык превращать кусочек главы в пост-конспект довольно быстро раскачался и на конспекты небольших кусочков стало уходить порядка 10 минут, на целые половинки глав — 20-25-минутные отрывки времени. В момент, когда книжка уже была на 83%, я добрался только до 3 главы из 8, но решил отложить переживания о том, что ВОТ-ВОТ ОБГОНЮ КОНСПЕКТ ОКОНЧАТЕЛЬНО до момента, когда это произойдет и посмотреть, что будет. Когда это все-таки произошло и книжка закончилась, а конспект, у меня уже был спасительный план спокойно читать художку, пока не доделаю конспект и мне было предельно ок.

Целиком именно на чтение книжки ушло 6 подходов по 30 минут.

Эффект текстовыделителя и хайлайт-берсерк режим

🖍 В курсе Learning How To Learn меня учили, что выделять много-много текста — беспольезно, но привычка осталась со мной, спасибо технологиям. Первые пару дней продолжал выделять целыми страницами (скрин выше — из первого дня), а потом, когда переключился на беглое перечитывание главы перед конспектированием,  хоп и перестал.

Отмена выделения текста и простое перечитывания дало классный эффект: не к чему больше привязываться при редактировании конспекта. Раньше у меня включалась порой паника в духе «НУ НЕЛЬЗЯ ЖЕ УДАЛИТЬ ЭТОТ КУСОК, ОН ЖЕ ЗДЕСЬ НЕ СЛУЧАЙНО». Перечитывание-пересказ дало эффект «ТАК, НУ ВОТ ЭТОТ ПОБОЧНЫЙ ПРИМЕР Я ДАЖЕ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ НЕ БУДУ», плюс к скорости, плюс к спокойствию.

Есть, правда, подозрение, что такой подход совпал с книжкой: здесь небольшие главы и подглавы, книжка хорошо структурирована, поэтому просто прочесть главу, запомнить основные мысли, а потом зафиксировать их, перечитывая. Проверю позже на какой-нибудь книге с большими главами, но, скорее всего, тоже сработает, план такой: читать «до конца смыслового куска» и там как будто бы останавливать главу.

Благодаря этому пропал и хайлайт-бересерк режим: заметил за собой в первый день, что бывает отмечаю кучу текста почти «не глядя», если автор сказал «ТАК, ВОТ СЕЙЧАС БУДЕТ ВАЖНОЕ», а внутренний контент-радар сработал в духе «ДА, КАЖИСЬ И ПРАВДА ХОРОШО». Короткие кусочки важного сначала читаю, потом выделяю, а большие куски сначала выделял, а потом читал (а бывает и не читал, оставляя на вермя, когда доберусь конспектом). Этот эффект не понравился и за счет микрокусочков текста для обработки исправился, стало ок.

Про обработку конспекта

✏️ В начале выделял-копировал кусочки текста из книги, между добавлял свои мысли, которые помечал словами «МЫСЛИ:» в начале, и прямо в тексте конспекта оставлял копии тудушек, которые помечал словами ‘TODO:’ в начале строки. Делил текст буллетами. После довольно быстро перекатился в формат пересказа отрывков своими словами, за редкими исключениями цитирования прямым текстом — так быстрее получались посты + проще было выдергивать самое важно для меня, так как переписывать своими словами неважное было неинтересно.

Когда чтение на второй день ощутимо обогнало конспект, задумался стоит ли запараллелить процесс чтения с конспектированием, или пустить его последовательно. Проще говоря: можно ли читать дальше, если еще не законспектировал прочитанное. Попробовал сначала последовательно, не понравилось, придумал как сделать так, чтобы монетка упала третьей стороной: книжку можно дочитывать, а вот следующую начинать нельзя, пока не дописан конспект. Чтобы не изнывать без чтения решил в получившийся зазор между двумя книжками-по-делу класть чтение художки. Зашло на ура.

Итого получился такой процесс:

30 минут читаю книжку, 30-45 минут делаю конспект-пост (быстро пробегаю глазами текст и переписываю своими словами). Затем проверяю есть ли настрой почитать еще или поконспектировать еще, если нет — читаю художку или занимаюсь другими делами, если да — повторяю.

Самый дурацкий был момент ближе к концу, когда привязка микро-конспект=микро-пост сработала против меня в связке с «ну все равно же читаю художку». Делал один подход к конспекту и успокаивался. Когда заметил, понял, что не, так не пойдет, и за пару присестов по паре помидорок догнал конспект до конца.

Из маленьких постов получились отличные ссылки для TheBrain:

21318854_10212226632034769_6683613529714639523_o

Создал мысль «Мой конспект Роб Фитцпатрик — Спроси маму» и в нее подвязал подмыслями свои посты, которые уже опубликованы. Заметил, что особенно мне понравилось использовать даже не заголовки, которые я использовал тут (например: «Достаточно 5 минут»), а короткие выводы, которые делал в конце некоторых микро-конспектов (например: «Как Минимум Один Вопрос, Задаваемый Вами В Ходе Любого Разговора, Должен Приводить Вас В Ужас»). Из этих наблюдений выводы такие: постараться добавлять сражзу к каждому будущему микро-конспекту краткий вывод + пройтись после по мыслям-постам, которые с простыми заголовками, перечтитать посты и переименовать мысли в краткие выводы.

Еще один приятный мне итог: чтение и конспектирование как-то окончательно расцепились по-новому в голове. Несмотря на то, что есть новая книжка, хочется сначала закончить конспект этой. Конспект в голове перестал быть «КОНСПЕКТОМ», а стал «конспектиком одной идеи из книжки, какая там следующая?». А я ух как люблю, когда так происходит с любыми проектами.

Поделиться
Плюсануть
Класснуть
Запинить