Барбара Оакли отвечает: 5 трюков для слушателей лекций

барбара оакли 5 трюков для студентов

Окей, настало время признаться. У меня никогда не получалось эффективно учиться, пока я была студентом. Я могла сфокусироваться минут на 10 или 15, а потом тут же отвлекалась, а дальше, ясное дело, теряла мысль которую нам пытался донести лектор. На остаток лекции я становилась просто стенографисткой. Училась я на самом деле только тогда, когда покидала стены класса и могла разбираться с материалом комфортным мне способом. Я не одна такая. Знаменитый нейрохирург Бен Карсон чуть не вылетел с медицинского до тех пор, поке не перестал ходить на лекции и не начал посвещать все освободившееся время самостоятельной работе над программой.

Частично, именно поэтому я такой ярый проповедник онлайновых курсов (я, конечно, прозвучу предвзято из-за того, что мой с Терри Сейновски курс Learning How to Learn размещен на Coursera, но мне правда кажется, что Курсера — один из лучших сайтов для онлайн-обучения). Прелесть онлайн курсов для меня заключается в том, что вы в любой момент можете поставить видео на паузу и прокрутить заново любой открывок, который вам вздумается. Самые хорошие онлайн курсы еще и расщепляют информацию на небольшие порции, считайте, готовые чанки. Это ровно то, что нужно нашему мозгу для более эффективного обучения. Думаю, что в старшей школе и колледже уроки в итоге будут перевернуты с ног на голову: дома ученики самостоятельно будут изучать видео, а потом приходить в школу и обсуждать то, что узнали, вместе с другими учениками и учителями.

Но в данный момент студенты и школьники все-таки все еще сидят в классах и адуиториях, поэтому вот несколько трюков, которые могут быть им полезны:

1. Не отвлекайтесь. НИКОГДА не пользуйтесь своим ноутбуком или смартфоном, пока вы на лекции. Вам может казаться, что вы в нужные моменты переключаетесь между лекцией и чем-нибудь интересным в онлайне, продолжая следить за тем, что говорит лектор, но на самом деле это совсем не так.

2. Записывайте лекции от руки. Исследования подтверждают, что гораздо эффективнее писать конспекты от руки, чем впечатывать их в текстовый редактор. Путсь даже это и медленней. Заодно это лишний повод вспомнить зачем нам прописи в XXI веке.

3. Закапывайтесь в материал. Если лектор приглашает вас подумать вслух, поработать в группах или что-нибудь в таком духе — всегда соглашайтесь! Когда я преподаю технические предметы, я стараюсь никогда не быть «говорящей спиной», и просто решать задачи на глазах у адитории, вместо этого приглашаю студентов порешать задачки в группах самостоятельно. И потом обычно замечаю, что всегда есть некоторые студенты, которые предпочитают не утруждать себя интеллектуально. Они не участвуют в групповых обсуждениях и просто дают другим придумать ответ за них. На тестах у этих ребят обычно худшие результаты.

Даже если вам достался преподаватель, который просто записывает ход своей мысли на доске, старайтесь всеми силами вовлекать себя в процесс: попробуйте задавать вопросы, необязательно даже вслух, если стесняетесь. Если почувствовали, что мысли уносят вас из аудитории, обратите внимание на пальцы ног, вдавите их в пол, чтобы почувствовать себя здесь и сейчас.

4. Забегайте впередЕсли это возможно, читайте учебник вперед, чтобы на лекции вы повторяли бы материал. Если вне лекций со свободным временем у вас  скверно, например, работаете помимо обучения — попробуйте читать учебник надолго вперед на каникулах.

Еще хорошая идея проверить Class Central и пройти подходящий курс перед тем, как начнется курс в вашем университете. Отзывы на курсы помогут вам выбрать хороший вариант. Если пройдете курс, сможете заполучить «большую картинку» по предмету, который будете изучать, это поможет собрать «скелет» для знаний, которые будете получать после. Такая ранняя подготовка принесет вам серьезную пользу в будущем.

Что касается более точных советов: попробуйте перед каждым уроком вспоминать то, что вы читали в учебнике, а во время урока предугадывать следующую мысль учителя. Этот трюк поможет «встречать» новые знания и укладывать их в заготовленные во время домашнего чтения рамки. После лекции, по пути домой попробуйте повторять основные мысли лекции. Вам может показаться, что повторять материал — очевидный трюк, но именно так вы сможете собирать из полученных знаний отдельные чанки и собирать из них нейронные связи, которые потом помогут вам легко пользоваться усвоенной информацией.

5. Высыпайтесь и занимайтесь спортомВ противном случае все остальные усилия, которые вы вкладываете в учебу, просто бесполезны.

Подробнее о том, почему это важно, вы можете узнать в нашем курсе Learning How to Learn, и  в книжке «Думай как математик»  (не пугайтесь названия, это книжка о том, как учиться, а не о математике!)

Барбара Оакли отвечает: как лучше всего учиться новому?

Если говорить про ресурсы, которые помогут учиться чему-то новому, то следует обратить внимание на так называемые MOOC (massive open online courses — массовые открытые онлайновые курсы) от ведущих платформ вроде Coursera, edX, FutureLearn. Это фантастический современный способ получать знания о различных областях знаний. Class Central может помочь вам выбрать наиболее популярные и пролайканные курсы почти по любой теме, которая вас может интересовать. Кстати, наш с Терри Сейновски курсера-курс «Как научиться учиться» — самый популярный онлайн курс на данный момент, за последние 20 месяцев в нем зарегистрировались порядка полутора миллиона людей. Курсы подобные нашему популярны не случайны — люди просто находят их полезными. Lynda.com пользуется популярностью среди людей, которым интересны темы бизнеса, креативные и технические профессии. Udacity прославились своей программой наностепеней. Я сама планирую пройти Premiere Pro CC Essential Training на Lynda.com, слышала о нем хорошие отзывы.

Что касается запоминания новых знаний, есть разные способы. Читаете книги? Старайтесь читать максимально внимательно, чуть ли не проговаривая про себя текст. Потом сделайте паузу, прикройте книжку и проверьте, что из прочитанного вы можете вспомнить: какие можете выделить главные идеи книги, какие главные идеи были на прочитанных только что страницах? Эта простая техника повторения гораздо более мощная, чем подчеркивание, перечитывание или составление майндкарт. При таком подходе вы не только запоминаете, но и разбираетесь с материалом каждый раз, когда закрываете книжку. (подробнее об этом исследовании можно прочитать в Science)

0b27803724de7b55d11cbbc5ddc47d2a

Похожую технику вы можете использовать, если смотрите видео для того, чтобы учиться: жмете паузу и вспоминаете основную идею или идеи. После этого можно прокручивать это все в голове в любой момент дня: когда едете в транспорте, принимаете душ или идете по улице. Вам может показаться, что повторять небольшие кусочки в комфортных условиях не очень-то полезно для понимания предмета в целом, но на самом-то деле это помогает вам укрепить основные концепты в памяти, чтобы потом, когда они понадобятся, память вам их радостней подсовывала. Еще эта техника напоминает самотестирование — чем больше раз вы успеете проверить свое понимание всеми способами, которые только придумаете, тем лучше разберетесь с новыми знаниями.

Написать текст по теме или сделать какой-нибудь небольшой проект совершенно точно помогут вам «закодировать на нейронном уровне» ключевые идеи изучаемого материала. Рисовать какие-нибудь простенькие рисунки, иллюстрирующие то, что вы изучаете тоже очень полезно. Даже если рисуете скверно.

Поэты часто говорят, что важно заучить стихотворение, чтобы глубже его понять. Ну не оставим же мы такую радость только поэтам? Когда будете разбираться с точными науками, попробуйте точно так же заучивать ключевые уравнения, как стихотворения. Вы обнаружите, что понимаете их лучше уже в процессе заучивания, так как мозг будет собирать из них нейронные структуры. Конечно же, вы в любой момент сможете заглянуть в справочник и найти там эти формулы. Но это лишь значит, что вы недостаточно освоили изучаемый материал.

Еще может быть полезным придумывать себе дурацкие метафоры. Например, идею о пределах из математики можно представить как скрытного преследователя, который все крадется, крадется за вами, но никогда не подходит достаточно близко!

Наконец, попробуйте пообъяснять то, с чем вы сами разбираетесь, вслух. Попробуйте объяснять это так просто, как можете, как будто рассказываете об этом абсолютному новичку, или соседу, или ребенку. Кстати, эту самую технику «как будто рассказываешь соседу» использовал Дарвин, чтобы лучше понять собственные идеи, из которых потом выросла теория эволюции.

Надеюсь, эти идеи были вам полезны! Если стало интересно узнать об этом больше, запишитесь на курс ‘Learning How to Learn’ или почитайте мою книгу «Думай как математик» (которая несмотря на название, не про математику, а про то, как учиться и содержит кучу полезных метафор и моих любимых техник)

Разделительная полоса и список дел Todoist

Чем меньше в списке дел на сегодня записано пунктов — тем проще и спокойней с ними справляться.
Поэтому я предпочитаю дозировать количество дел на день так, чтобы сначала видеть то, что нужно сделать первым делом, а когда доделываю — забираю из списка-всех-дел-на-ближайшее-время каких-нибудь новых задач.

Однако, бывают плотные дни, когда важных задач довольно, и чтобы было спокойней, мне наоборот хочется видеть их все сразу, но при этом не переживать о том, что их целая гора.

В такие моменты я использую в списке дел «разделительную полосу» или даже несколько:

todoist список дел

Удобно, например, вытащить три-самых-главных-дела выше разделительной полосы, а все остальные пустить ниже. Другой вариант: поставить несколько разделительных полос вокруг задач, разделенных по проектам или по времени.

В приложении Todoist такой разделитель можно делать без галочки, как у обычной задчаки. Для этого в начале строки поставьте знак «*», после него знак пробел, а затем, например знаки минусов, и получится вот такая вот строчка, как на скрине сверху. Еще можно прописывать в такие разделительные строчки заголовки для задач, сгруппированных по проектам или по какому-нибудь другому принципу.

That’s all folks.

Подробнее о том, как вести список дел скоро буду рассказывать на бесплатном вебинаре. Регистрируйтесь заранее, чтобы смотреть трансляцию или получить ссылку на видеозапись.

Барбара Оакли отвечает: как учиться быстрее и эффективнее?

Too-Many-Books

1. Определите четко сколько времени и когда вы сможете уделять тому, чему вы хотите научиться. Чем больше этого времени у вас будет — тем лучше. Поймите, навыки требуют уделять им время. Например, курс основ русского языка, который я проходила в Defense Language Institute превратился у меня 9 месяцев кропотливой учебы. И это был вводный курс, помогающий разобраться лишь с основами языка! Конечно же, есть различные хаки, которые помогут вам ускорить понимание того материала, который вам нужно усвоить. Чтобы обнаружить их, попробуйте погуглить название темы, которую вы изучаете, добавляя слово ‘hack’ к поисковому запросу (по-английски, да). Но один из лучших универсальных трюков: попробовать перед занятиями полностью разгрузить голову от мыслей, чтобы вы могли максимально сосредоточиться на том, что будете изучать, независимо от того, будет ли это программирование, корейский или сложные танцевальные па.

2. Обратите внимание на проработку “чанков” по поводу основных концепций изучаемого предмета и на прокачку навыка решения типовых задачек по теме. Люди часто говорят «зачем вообще что-то учить, когда сейчас легко проверить необходимую информацию в нужный момент?» или «да зачем вообще уметь быстро решать задачи?». Хорошим поводом для внимательного погружения в главные идеи, техники и концепты изучаемой темы и заучивания их до тех пор, пока они не начнут от зубов отскакивать, может стать тот факт, что такой подход гарантирует вам создание крепких нейронных структур, которые служат основанием для вашей же экспертности. Растяните изучение теории, практические занятия и повторение пройденного на несколько дней. Тогда, пока вы спите между этим упражнениям, в вашем мозгу будут образовываться новые синапсы (связи), которые и закрепляют то, что вы сегодня узнали в вашей памяти. «Отращивать» эти самые синапсы можно только во время сна и порциями, и как раз поэтому важно делать перерывы в учебе, порой даже в несколько дней — так при повторении у вас получатся более крепкие нейронные паттерны (ансамбли).

3. Разделяйте то, что вы изучаете на небольшие кусочки и прорабатывайте каждый из них в совершенстве. Особое внимание и дополнительное время уделяйте тем из них, которые показались вам наиболее сложными — не тратьте время на материал, который вы уже знаете или быстро усвоили (это, кстати, то, что Андрес Эрикссон называет «осознанной практикой»). Как только уверенно освоились с выбранным кусочком знаний — дайте своему разуму отдохнуть, смените курс. Можете, например, сосредоточиться на каком-нибудь новом малюсеньком кусочке информации. Фокусировка на небольших блоках информации поможет вам справляться с тревожностью. Позже вы сможете собирать эти небольшие кусочки знаний в большие, и именно это и приведет к овладению материалом. Просто выбирайте наугад, то бишь интуитивно, те отрывки информации, которые вам кажутся важным, с которых вам кажется полезно было бы начать. В процессе, периодически оценивайте свой прогресс: определяйте, что вы уже выучили и насколько хорошо. Это поможет вам точнее формулировать план действий, когда начнете изучать новый материал.
4. Когда обнаруживаете, что начали прокрастинировать — используйте технику помодоро (Pomodoro Technique®). Мы в курсе Learning How To Learn рассказываем об этой технике, вот видео.

Как победить лень

как победить лень

На сайте The Question как-то ответил на прямолинейный вопрос «Как победить лень?» (кстати, если вы там бываете и вам кажется, что нашелся какой-нибудь вопрос, на который я могу дать полезный ответ — засылайте). Перечитал и решил, что полезно разместить в блоге. Это ряд основных и общих советов, но важных, на мой взгляд.

Итак, как победить лень?

1. Уточнить задачку
Нередко проблема в том, что не очень-то понятно, что делать. В этом случае думаешь: «эх, там еще и непонятно, что делать-то» и не начинаешь. Хотя это как раз идеальный первый пункт плана: «Понять, что делать».
В случае с небольшой задачкой нужно просто точно сформулировать, что нужно сделать. Например: «Не лениться», — не очень-то подходящая формулировка. Полезно заранее понять, что именно можно сделать с этим в ближайшее время: «Загуглить книги про лень и выбрать одну». И тогда получится, допустим: «Купить книгу Дэвида Аллена «Как привести дела в порядок» в магазине X».
В ином случае на вас из todo-приложения или блокнота выглядывает задачка вида «Написать диплом» или «Заняться физкультурой», или.. ну вы поняли. Не понятно, как подступиться. Нужно разбить ее на несколько небольших частей (да-да, об этом нам всегда говорили «учи по билету в день»), но дальше небольшой трюк — держать перед глазами только первую задачку из получившихся нескольких. В GTD это называется Next Actions. В идеале, чтобы эта одна задачка помещалась максимум в рабочий день.
Если взять диплом, то можно начать с «Выбрать книги, на которые буду опираться в работе». А потом: «Написать обзор одной из них для теоретической части». И так далее. Если брать пример с физкультурой: «Подобрать упражнения, которые нужно выполнять» или «Составить план тренировок». А лучше — «Проконсультироваться с тренером» и «Проконсультироваться с врачом».

2. Ограничить время
Хорошо, когда у задачи есть дэдлайн. Вы знаете, что дальше этого момента ее выполнение теряет смысл, и стараетесь успеть.
Если дэдлайна нет, или вы вообще сами выставили себе задачку, то хорошо бы этот дэдлайн придумать. И, что важно, не сдвигать. По крайней мере стараться, понимая, что иначе просто обманываете сами себя.
Если это не сработает, есть другой трюк с ограничением времени: вы обещаете себе отводить определенное время под конкретную задачку в день. Например «1 час на диплом каждый день». Проще будет привыкнуть, если будете делать это в одно и то же время каждый день.
Но тут возникает другая проблема «как сесть-то и приступить?». На самом деле, именно начать действительно сложно. Вплоть до того, что если задачка вам еще и не нравится, у вас в начале ее выполнения в мозгу сработает область, отвечающая за боль. Забавная и полезная деталь только в том, что если не обратить на это внимание и продолжить, то болевая область успокоится, и задачка «пойдет». Вспомните — после того, как начинали, минут через 5-10 становилось уже более-менее ок.
Чтобы раскачаться к «1 часу в день», можно попробовать методику помодоро: берете задачку, говорите себе «сейчас буду отвечать на письма» и заводите таймер на 25 минут. 25 минут делаете только то, что выбрали. Только отвечаете на письма, не отвлекаясь. Потом 5 минут перерыв. Потом снова 25 минут – снова другая задачка.
Кстати, не для всех задачек нужен дедлайн, но об этом как-нибудь в другой серии.

3. Понять, как связан уровень возбуждения и концентрация
Наша способность концентрироваться связана с уровнем возбуждения. Поэтому так сложно работать, когда настроение слишком плохое, или наоборот, когда хочется прыгать от радости. Научно это подкрепляется законом Йеркса — Додсона, определяющим зависимость наилучших результатов от средней интенсивности мотивации. Графически этот закон можно представить в виде перевернутой параболы. Эту параболу уже довольно давно и активно используют спортивные психологи для работы со вниманием спортсменов.
Чтобы оставаться сконцентрированным, важно поддерживать оптимальный для конкретной задачки уровень возбужденности. Понаблюдайте за собой и поймите, какой настрой вам нужен для каких задач. После этого будет легче: будете замечать, что вышли из оптимальной зоны концентрации, и тут же понимать, что нужно сделать: взбодриться или успокоиться.
4. Отдохнуть
Еще нужно понимать, что работа может валиться из рук потому, что вы просто устали. Либо глобально: отпуска не было пару лет (не делайте так). Либо конкретно сегодня.
Важно делать перерывы в работе: минут по 15 каждый час, или подберите похожий оптимальный для вас график отдыха. Важно стараться действительно отключаться от работы вечером и на выходных. Помните: если вы хорошо поработали, нужно хорошо отдохнуть. Организму нужно восстановление.
И да, если чувствуете, что «настроения нет», а время терять не хочется — попробуйте заменять ту задачу, с которой не сложилось, любой другой более подходящей из списка дел.
5. Делегировать или отказаться
Наконец, бывает, что то, что мы называем «ленью» — это на самом деле лишний повод задать себе вопросы «может не стоит делать эту задачу вовсе? необходимо ли ее выполнить? могу ли я ее не выполнять?».
А бывает, что эту задачу можно перепоручить кому-то. Коллегам или отдать на аутсорс — не важно. Проверяйте, действительно ли необходимо, чтобы задачу сделали именно вы, и если не обязательно, и есть возможность ее передать — смело отдавайте.

Перевернутый вопрос

Мне нравится задавать себе всякие разные вопросы, чтобы лучше разобраться с какими-нибудь ситуациями, которые возникают в моей жизни.

Часто возникают вопросы в духе «Как улучшить…», «Как больше…», «Как быстрее…» и подобные.

А недавно наткнулся на простой и классный способ, который помогает обратить внимание на то, что с вопросами-улучшателями могло ускользнуть.

Инвертированный или перевернутый вопрос.
Например, вместо «Что мне делать, чтобы работать эффективнее?», спросите себя «Что мне делать, чтобы работать мене эффективно?». Может найтись много интересного и полезного.

Помните только, что говорить себе «ок, не буду больше делать так-то и так-то» менее эффективно, чем придумать, что вы будете делать вместо.

Барбара Оакли отвечает на вопросы: так ли вредна прокрастинация?

Полностью вопрос пользователя звучал так: Так ли вредна прокрастинация? Не может ли она быть полезной для учебы или это вообще отдельный учебный процесс?

Вот что ответила Барбара:

Смотря что прокрастинируете.

Представьте себе прокрастинирующего тяжелоатлета, который яростно тренируется только в ночь перед соревнованиями. Так себе идея, верно?

Если мы хотим учиться эффективно, нам важно постепенно наращивать нейронные структуры, точно так же, как спорстмены постепенно наращивают мышечную массу.

Обнаружилось, что если вы учили что-нибудь днем, а потом поспали ночью, то наутро вы просыпаетесь с чем-то вроде нейронного апгрейда. (Как шутит мой коллега по курсу Learnin How to Learn Терри Сейновски: «Гораздо более выгодным апгрейдом, чем вам может предложить Майкрософт»)

1111111

Иллюстрацию выше я взяла из бесподобной работы Гуан Ян и ее коллег. Верхняя часть — нейрон перед обучение и перед сном, треугольнички внизу — новые синаписы, сформированные в ТОМ ЖЕ САМОМ НЕЙРОНЕ после учебы и после сна. (Yang, G, et al. «Sleep promotes branch-specific formation of dendritic spines after learning.» Science 344, 6188 (2014): 1173-1178.)

То есть когда вы спите после того, как учили что-нибудь, ваш мозг выстраивает нейронные структуры, на которых потом держится усвоенный вами материал!

Так можно синапсов можно «отрастить» только занимаясь по вечерам. Вот почему важно применять интервальное повторение, изучая материал понемногу, каждый день, вместо того, чтобы зубрить все в последнюю ночь.

На шутливой иллюстрации ниже вы можете видеть, как повторение материала на протяжении нескольких дней выстраивает хорошую нейронную структуру, в то время как зубрежка за день еле собирается в слабенькое подобие такой структуры, да еще и в такую, которую легко будет погрызть вашим метаболическим вампирам.

222222

Короче, зубрить — плохая идея.

Теперь давайте про совсем другую ситуацию: я сейчас дописываю свою новую книжку Mindshift: How ordinary and extraordinary people have changed their lives through learning—and you can too. За последний год я путешествовала по всему свету от Сингапура до Южной Африки, от Колумбии до Канады, собирая информацию. В какой-то степени, я совершенно точно прокрастинировала таким образом процесс обработки и редактирования информации. Но лишь потому, что отдавала себе отчет, что если я потороплюсь редактировать книгу, я могу «захлопнуть свой разум» по поводу всего того массива знаний, что я собрала. Однако, в конце концов, моя прокрастинация аукнулась мне сейчас, за месяц до сдачи книжки — мне предстоит много работать с текстом в ближайшее время.

Вы можете сейчас сказать что-то вроде: «Барб, а сейчас-то какого черта ты прокрастинируешь тут на Quora, отвечаешь на наши вопросы, вместо того, чтобы заканчивать свою книгу?!». Но знаете что? Пользователи этого сайта задают такие хорошие вопросы, что это на самом-то деле даже помогает мне синтезировать и понимать материалы, которые я собрала в книгу! Получается, даже прокрастинация может идти на пользу, особенно, если прокрастинировать на Quora.

Барбара Оакли отвечает на вопросы: Самый эффективный способ учиться

Барбара Оакли, ведущая курса ‘Learning How To Learn’ на Курсере недавно отвечала на вопросы пользователей сайта Quora. Я решил попереводить особенно интересные и полезные ответы. В этом посте речь пойдет о «чанкинге» — подходе при котором мы разделяем материал, который хотим выучить на небольшие части, разбираемся с каждой по отдельности, разбираемся как каждый кусочек связан с другим, и таким образом выстраиваем целостною картинку.
Какой самый эффективный способ учиться вы знаете на данный момент?

Я все больше убеждаюсь, что «чанкинг» (от англ. ‘chunk’ — кусочек) — это мать учения, ну или по крайней мере ее волшебная крестная. Именно благодаря чанкингу мы можем испытывать тот самый эффект, когда вспомнить что-то вроде песни, формулы, спряжения глагола или танцевального действия для вас так же легко, как щелкнуть пальцами. Создание нейронных связей — «нейронных чанков» — и есть основа для развития нашей экспертности в чем-либо. Давайте обратимся к метафоре (это же еще один полезный образовательный инструмент!) чтобы получше понять о чем я.

main-qimg-88e732cf0b06da217fb614a618358fbc

Взгляните на эту картинку. Когда вы пытаетесь разобраться с чем-то сложным и новым для вас, процесс напоминает собирание паззла. Как видно слева, в моменты, когда мы начинаем разбираться с чем-то новым «слоты» нашей рабочей памяти гудят как улей, прямо в префронтальной части нашего мозга, пытаясь как-то уложить новую информацию в понятную картинку. Но как только вы разобрались с чем-то, это понимание на уровне мозга собирается в связный нейронный паттерн*.

В русскоязычных источниках «нейронные паттерны» чаще называют «нейронными ансамблями». Миша, привет и спасибо за уточнение!

Похоже на сложенный паззл в правой части картинки. Этот паттерн можно упрощенно воспринимать как ленточку, за которую вы с легкостью вытаскиваете необходимую информацию из слотов вашей памяти. И обратите внимание, три других слота памяти в этот момент свободны!

Если вы внимательно проработали «чанки» по необходимой вам теме перед тем, как оказаться на экзамене или тесте, то вы с легкостью вытащите необходимые кусочки знаний из памяти. Как только вы вспомните один, вы сможете быстро «дотянуться» до других, связанных с ним кусочков, собирая общую картинку и решая все более сложные задачи, даже те, с которыми вы до этого не сталкивались. (Подробнее о чанкинге можно узнать в этом видео из курса ‘Learning How To Learn’).

Если же вы занимались недостаточно усердно и не использовали техники, помогающие вам усвоить новые знания, а «просто учили», то во время теста в вашей голове будет происходить то, что нарисовано в левой части картинки. Мозг будет пытаться разобраться с основами и найти хоть какие-то связи между необходимым вам кусочками информации. Иногда людям, у которых так себе получается справляться с тестами и экзаменами, кажется, что они страдают от тревожности, завязанной именно на экзамены или тесты. На самом деле это чаще всего не так. Просто в момент, когда они приступают к решению теста, очевидно проявляется, что они знают материал не так хорошо, как они думали. А происходит это из-за того, что они не закрепили свои нейронные связи.

Когда я была моложе, я отличалась от своих одногруппников тем, что использовала подход Defense Language Institute к изучению языков. Он опирался на разработку хорошо отрепетированных чанков, которые постепенно надстраивались друг на друга. Слова становились предложениями, предложения — абзацами, абзацы — целыми диалогами. Благодаря этому подходу я выучила русский язык. В двадцать шесть лет, когда я демобилизовалась и принялась изучать алгебру, которая вела меня к моей инжернерной степени, я так же использовала чанкинг, который уже неоднократно выручал меня с изучением языков.

Вот пример: я не просто «делала домашку» и сдавала ее. Вместо этого, я выполняла упражнения снова и снова, делая перерывы в несколько дней между подходами, как этого требует интервальное повторение. Особенно внимательно я, разумеется, подходила таким образом к ключевым темам. Я старалась не подглядывать в ответы до тех пор, пока мне не приходилось проверять себя или я не сдавалась. Таким образом я могла быть уверена в том, что я действительно знаю как пройти весь путь до решения, не обманывая себя подгонкой под результат. После того как мне становилось комфортно решать задачу на бумаге, я принималась «вертеть ее в голове», отрабатывая каждый шаг решения так, чтобы я могла помнить ее буквально как песню. Такой подход позволял мне использовать для обучения то время, которое люди обычно даже не догадываются использовать в таких целях: я училась принимая душ или пока шла на учебу. Позже обнаружилось, что такое внимание к чанкингу случайно наделило меня этакой магической силой — я могла взглянуть на задачку, даже на ту, что ни разу не видела, и буквально молниеносно понять, как ее нужно решать.

Другие важные образовательные техники, такие как чередование, осознная практика и интервальное повторение, являются таковыми во многом благодаря тому, что тоже основываются на постоении новых нейронных связей. Благодаря «эксперту по экспертности» Андресу Эрикссону мы можем быть уверены, в том, что быстрее мы можем учиться именно благодаря осознанной практике — умышленно сосредотачиваясь на том, что для нас особенно сложно.

Никаких перекусов

First_Rule_of_Prioritization_Hero_V2

(пост на английском: The first rule of prioritization: No snacking из блога Inside Intercom)

Самые важные бизнес-уроки обычно звучат как простые истины, которые не очень-то приятно слышать. Один из таких уроков мы недавно получили от  Хантера Уолка.

Он обратил внимание на тот момент, что чрезвычайно важно избегать работы, которая мало влияет на результат. Для того, чтобы это объяснить он нарисовал график, который с тех пор мы очень полюбили.

res1

Работа, требующая больших услий и оказывающая большое влияние, отражает стратегию, которой вы сознательно придерживаетесь. Всем гораздо больше нравится область левее — где меньше усилий, а результаты тоже здоровские. Однако, если вы постоянно работать на результат за которым далеко ходить не надо, вы далеко не уйдете. Такая работа быстро наскучивает в растущей команде при растущем продукте.

Большинство стартапов понимают, что следует избегать трудоемких задач, приносящих слабые реузльтаты, поэтому давайте-ка поговорим про последнюю, левую нижнюю область.

Малозатратные и малозначимые задачки могут прикончить ваш бизнес. Именно из-за того, что они привлекательны. Хантер сравнивает это с «перекусами»: кажется, что вы тут же получили небольшой результат, на время голод уходит, но если вы не съедите ничего более ощутимого за день, то это будет не очень-то приятно.

res2

Решиться на выполнения задачки такого типа легко: «ну, это же всего 30 минут». А когда в реузльтате выполнения задачи ничего толком не изменилось, просто найти оправдание: «мы же потратили совсем немного времени». Это не стратегия, а распыление. Почаще делайте такие задачи, и вы гарантировано вырастите совершенно безрезультативную команду.

Проблема в том, что даже толковая команда, когда у нее нет четкого плана, автоматически предпочтет «перекусить» вместо того, чтобы нормально поесть.

 

Каждый раз, когда я вижу, как кто-нибудь бросается внедрять новомодную фичу или раздумывает как лучше написать на кнопке «Зарегистрироваться сейчас» или «Зарегистрироваться бесплатно», я всегда вспомнаю про левый нижний угол схемы Хантера. Про перекусы. В лучшем варианте развития событий такие дейсвтия принесут вашей компании какие-то небольшие результаты.

Если вы хотите добиться серьезных результатов, держитесь подальше от легкой работы. Обедайте нормально, а не перекусывайте.

Но ведь и Толстой гений, и Достоевский, царство ему небесное, гений!

пушкин гений

У Мильчина помимо внушительного «Справочника издателя и автора» есть книжка с длинным названием «Писатели советуются, негодуют, благодарят: о чем думали и что переживали русские писатели XIX — начала XX века при издании своих произведений : по страницам переписки», о которой я узнал благодаря посту в блоге вдохновляющей Лены Трусковой.

Эта книга сейчас букинистическая редкость, я сам ее не читал, но очень поддерживаю. Точнее как, я читал лишь отрывки в блоге у Лены. Но искусство рассуждать о книгах, которые я не читал, чуть прокачанное в уверенности, благодаря одноименной книжке Байяра, помогает мне воспринимать этот томик Мильчина, как Книгу о Задокументированных Батхертах Больших Писателей. Подозреваю, что там много всего и про другие стороны писательского дела, но давайте-ка про батхерты. Тем более, если такой книги не было бы, то ее определенно стоило бы выдумать!

Не знаю, как у вас, но у меня с детства впечатление о Пушкине, например, такое: бал, яркий свет, люди в исторических костюмах, кайфинг, и тут у Александра Сергеича загорается огонек в глазах, он выхватывает из-за пазухи перо, и оп — знаменитая легкость слога так и полетела стихами по рукавам, или на чем он там записывал на ходу. Это потом уже, в старших классах, из-за сожженных рукописей Гоголя, тарифа столько-то копеек за знак у Достоевского, и слез Маяковского на черновиках «Облака в штанах» закралось подозрение, что тексты писать не так просто не только мне, но и даже таким ребятам. Однако к черновикам тогда от этого любви не прибавилось.

Но смотрите-ка, цитата из той самой книжки Мильчина:

«Коли Пушкины и Гоголи трудились и переделывали десять раз свои вещи, так уж нам, маленьким людям, сам бог велел».

Тургенев

И еще:

«Рукописи всех настоящих мастеров испачканы, перечёркнуты вдоль и поперёк, потёрты и покрыты латками, в свою очередь перечеркнутыми и изгаженными».

А.П. Чехов

Раз уж Тургенев успокаивал себя, что Пушкину и Гоголю тоже приходилось трудиться над текстом, то может и нам, маленьким людям, можно привыкнуть к мысли, что, если текст не вышел сходу — это не конец, а начало? Начало (само)редакторской работы над текстом, начало работы с привычкой писать, начало любви к черновику, начало еще огромного количества штук и ситуаций, в которые  нас может завести текст, который мы пишем.

После такого пассажа про начало, правда, хочется каких-то еще советов или даже инструментов, помимо «ни дня без строчки», но это уже другая история. Вы, главное, помните, что и у великих писателей бывал батхерт от писательства.
* * *
Кстати, о Пушкине, о родимом. Дописал этот пост и тут же вспомнил еще один любимый хармсианский анекдот (но автор не Хармс). У него роскошный панчлайн, который часто приходит на ум, когда вокруг происходит что-нибудь этакое, вот:

Пушкин сидит у себя и думает: «Я гений, ладно. Гоголь тоже гений. Но ведь и Толстой гений, и Достоевский, царство ему небесное, гений! Когда же это кончится?».

Тут все и кончилось.

ps: Подписывайтесь на рассылку, записывайтесь на вебинар.