Что такое помодоро таймер

помодоро таймер

Помодоро-таймер — это когда заряжаешь таймер минут на 25, делаешь задуманное заранее дело, а потом 5 минут отдыхаешь. Потом заново.

Придумал такой способ в 80-ых годах итальянец Франческо Чирилло, тогда он, согласно легенде, еще учился в университете и хотел справляться с учебой пососредоточенней. Название получилось в честь кухонного таймера в виде помидорки.

Сейчас у Франческо своя консалтинговая фирма, а способ разросся в The Pomodoro Technique со своей философией и трюками.

Есть ребята, которым комфортно работать по помидоркам целый день, выдерживая темп. Я предпочитаю использовать таймер под настроение.

Мне больше всего нравится в помодоро-таймере два момента: он провоцирует формулировать небольшие задачки и напоминает о том, что никакая задача не длится целую вечность.

Небольшие задачки

Ограничение в 25 минут довольно прозрачно намекает на то, что задачку нужно сформулировать такую, чтобы успеть её выполнить за отведенное время. Таким образом, мы ловим минимум два положительных эффекта сразу.

Во-первых, приходится поточнее сформулировать именно небольшую задачку. То, что до этого момента было у вас записано как один пункт списка дел, в этот момент может стать двумя, тремя, а то и всеми пятью отдельными задачками. И с каждой из них будет попроще справиться.

Во-вторых, есть вероятность, что через некоторое время вы научитесь замечать небольшие результаты — каждая такая маленькая выполненная задачка в момент выполнения будет вызывать приятные ощущения. Это вместо того, чтобы утром впрягаться в нечто большое и недоформулированное и вечером выдыхать в бессильном состоянии.

Не-вечность

Неприятные и непонятные задачи имеют обыкновение казаться вечными. Садитесь за нее, и тут же возникает мысль, что придется делать ее гораздо дольше, что все будет гораздо сложнее и непонятней, и все это будет длиться… вечность? С таймером все чуть проще. Вечность будет длиться 25 минут. И в моменты, когда захочется катапультироваться из процесса, можно себе об этом напомнить.

Кстати, не обязательно заводить таймер именно на 25 минут — можете подстроить отрезок под себя: ставьте 15 минут или 45. Главное, чтобы меньше часа.

Аэропресс

аэропресс

Кофе сейчас интересней, чем когда-либо. На эту мысль я натыкаюсь, кажется, каждый раз, когда гуглю что-нибудь про «третью волну». Не знаю, как там было когда-либо, но мне сейчас точно интересно: разное зерно, разные вкусы и ароматы, разные способы приготовления!

Завёл дома аэропресс и словил такой восторг от использования, что решил поделиться с вами.

Что такое аэропресс

Аэропресс — инструмент для приготовления кофе. Его относят к так называемым «альтернативным способам» приготовления кофе.

Выглядит устройство как насос из тёмного полипропилена. Он состоит из нескольких простых деталей, три из них собираются в сам, собственно, аэропресс, а часть из них — вспомогательные, вроде ложечки для перемешивания, воронки и ложечки для дозирования кофе. В процессе использования весь этот набор кажется просто прямо чудом инженерной мысли. Даже не ожидал такого, когда наблюдал за тем, как аэропресс мне готовили бариста в кофейнях.

Как заваривать кофе в аэропрессе

Вот схема-инструкция, вложенная в коробку:
как готовить аэропресс

Вынимаем поршень из колбы, укладываем бумажный фильтр в крышечку, закручиваем, перемалываем кофе и засыпаем в колбу ложечкой или через воронку, встряхиваем колбу, заливаем чуть остывашей водой, размешиваем 10 секунд, вставляем поршень и продавливаем его в чашку. Готово. На все про все уходит несколько минут.

Отдельный кайф — то, как устройство чистится. Видите там в правом нижнем углу инструкции момент про «всегда очищайте устройство сразу после использования (да, даже до того, как глотнете кофе)»? Когда прочел этот пункт первый раз, подумал: «Ну вот! Ритуал как-то становится прозаичней», но, как только попробовал, понял, что зря расстроился. Никогда не сталкивался с тем, чтобы кофе-девайс было так удобно чистить. Достаточно просто открутить крышечку и продавить поршень до конца — кофе просто выпадет из колбы. Изобретатель говорит, что такая чудо-очистка — случайность.

Кстати, об изобретателе. Спроектировал Аэропресс человек по имени Алан Адлер, специалист в области аэродинамики и конструктор проапгрейженной фрисби, которая называется Аэроби.

В своем интервью Адлер рассказал, что бумажные фильтры можно использовать несколько раз, что он удивлен чемпионатам по аэропресс-приготовлению кофе, поворчал про перевернутый способ приготовления, и что самая частая ошибка при готовке таким способом — слишком сильно давить на поршень.

Nuggets: Original Artyfacts From The First Psychedelic Era 1965-1968

nuggets гаражный рок психоделический рок

Сборник ‘Nuggets: Original Artyfacts From The First Psychedelic Era 1965-1968’ — один из самых важных сборников в истории рок-музыки, культовая запись для поклонников гаражной и психоделической музыки, предвестник прото-панка и панка, короче, совершенно знаковый артефакт.

Впервые компиляция была выпущена в 1972 году. Буклет этой записи содержит одно из первых печатных упоминаний слова «панк». Подготовил сборник к публикации коллекционер музыки Ленни Кей, который позже стал гитаристом в группе Патти Смит. Две виниловые пластинки в ярком конверте были выпущены на лэйбле Elektra благодаря Жаку Хольцману, сооснователю лэйбла Elektraе. Elektra — это там, где издавались The Doors, Love, The Butterfield Blues Band, The Stooges и The MC-5. Обложку нарисовал Эйб Гурвин, который помимо психоделики и рока оформлял похожим образом записи Баха, например.

Идея сборника — задокументировать несколько лет расцвета американской рок музыки второй половины 60-ых. Расцвет был вызван прежде всего «Британским вторжением». Рок-н-ролл и ритм-н-блюз из США перелетели океан, превратились в британские группы, обновили имидж и вернулись на родину по радиоволнам, пластинками и в одном самолете с The Beatles. Британское вторжение вызвало эффект подобный тому, что позже произведет панк — множество ребят и девчат собрали группы, насочиняли песен и сделали записи. Ленни Кей решил обратить внимание не на группы «первого эшелона», вроде тех же The Doors, а на второй уровень культурного слоя: The Electric Prunes, The Standells, The Shadows of Knight, The Seeds, The Barbarians, The Remains, The 13th Floor Elevators, Count Five, The Chocolate Watch Band, знакомые многим по фильму Гая Ричи The Castaways, и другие.

Каждый из этих «артефакты психоделической эры» обладали своими особенностями звучания. Одним из важных открытий сборника стало то, что музыка, которая только что в 60-ых казалась очевидной, в начале 70-ых заиграла новыми яркими красками, причем совершенно разных оттенков: экспериментальное гитарное звучание Electric Prunes, психоделическое клокотание 13th Floor Elevators, синтезаторы и высокие голоса The Castaways, гипнотизирующие The Seeds, тяготеющие к традиционным ритм-н-блюзовым трюкам The Shadows of Knight, у каждой, каждой группы на этом сборнике вы обязательно найдете какую-нибудь детальку, которая будет удивлять, ай гаранти ит.

Слушайте сами:


Потом компиляция Nuggets неоднократно переиздавалась, по пути вдохновив огромное количество других людей начать заниматься музыкальной археологией и издавать свои собственные сборники от знаковых и размашистых по охвату серий в духе Pebbles или Back From The Grave до более узконаправленных, вроде географических English Freakbeat, Fort Worth Scene или Highs in the Mid Sixties (по которым, мне кажется, я хоть немного стал ориентироваться в штатах США), гендерных Girls in the Garage или Femmes de Paris или экзотических Cambodian Rocks, Cazumbi или Java-Java: Indonesian Fuzz. Если у многих групп на сборнике Nuggets были долгоиграющие пластинки, то теперь музыкальные археологи раскапывают редкие синглы-семерки совсем малоизвестных школьных групп, а то и вовсе кассеты с безымянными группами во время поездок по Камбодже.

ps:

Жак Хольцман отвечал на AMA на reddit и там был вопрос от пользователя dockersshoes с просьбой рассказать про Nuggets поподробней, вот ответ Жака:

Pertinent question, thank you, especially since Nonesuch celebrated its 40th anniversary just last year. I used to visit Lenny at the Village record store at which he worked. I was fascinated by the garage bands of the early 60s who would have a single that was memorable over a short lifespan and no meaningful albums to speak of. So I thought, it might be fun to see if we could license all of these odd tracks, provide a frame of reference for them, and put them together in a 2-LP set. And I had a name. Namely, Nuggets — simple and to the point. Later that same day, I ran into Lenny, mentioned this to him, asked him if he wanted to pull it together. Close friends ever since. It’s the only compendium album not by a single artist that Rolling Stone recognized in the 250 best Rock Albums Of All Time. It’s at 191. Nuggets was reissued in a special 40th anniversary edition by Rhino on CD and vinyl last year.

Тебе кажется, что ты думаешь над решением

v-goljavkin-pro-to-dlja-kogo-vovka-uchitsja_1

Во время одного из недавних разговоров собеседница очень точно сформулировала ощущение, которое возникает, когда сталкиваешься с какой-то трудной-трудной задачкой или ситуацией, решение которой никак не приходит в голову. Попросил разрешения поделиться этой формулировкой в блоге. Передаю слово:

«Знаешь, как сидишь над какой-нибудь задачкой, бьешься прям вот долго, и ни хрена у тебя не получается. Ты просто тупо в нее смотришь. А в какой-то момент ты начинаешь думать. И ты понимаешь, что до этого ты просто смотрел на задачу. Смотрел так: «Ну ее реально сложно решить, че ж мне делать». Потом в какой-то момент у тебя реально начинают работать мозги, и ты начинаешь думать именно над решением. И только тогда ты начинаешь что-то соображать по поводу нее. То есть ты смотришь, смотришь и тебе кажется, что ты думаешь, тебе кажется, что ты ее решаешь. Но на самом деле это фигня, потому, что ты просто пялишься на нее и думаешь о том, как тебе сложно. А вот когда в какой-то момент вдруг включаются мозги, и ты начинаешь реально над ней думать, вот тогда могут прийти какие-то решения»

По мотивам решил придумать себе вопросы, которые помогут проверять, что именно со мной сейчас происходит: это я думаю о том, как мне сложно, или думаю, как решить задачку на самом деле?

  1. Я сейчас думаю над решением задачи или о том, как мне тяжело?
  2. Если думаю над решением, то как задачка, сдвигающая меня в сторону решения сформулирована у меня в списке дел?
  3. Можно ли сформулировать эту задачку точнее?

Отдельно подумалось, что полезно и переживания по поводу сложности задачи вынести себе отдельной задачки в духе: «Записать в дневник: что именно мешало мне справляться с задачей? Как можно взаимодействовать с этим по-другому в следующий раз?»

Контент-план борющегося с перфекционизмом

перфекционизм

На днях у психолога Irine Rokotova в фб появился замечательный пост про блоги и перфекционизм, называется «Контент-план борющегося с перфекционизмом».

В этом контент-плане всего три пункта:

— написать то, что никому не интересно
— написать то, что совершенно очевидно
— написать то, в чем я плохо разбираюсь

Сначала просто усмехнулся. Как точно-то! Сколько только в прошлом месяце отвернул своих постов из блога по хотя бы одной из этих родных уже причин!

А потом меня пронзила мысль: Стоп! Но это же правда прям готовенький контент-план, без шуток, контент-план борющегося с перфекционизмом. Бери, да делай.

Решил воспользоваться этими тремя пунктами как руководством к действию: придумать себе темы 3 постов соответствующих плану, и написать их до конца января.

Сходу оказалось, что сложнее всего, не поверите, придумать тему, которая никому не интересна.

Темы накидал такие:
— помодоро-таймер (очевидное)
— аэропресс (плохо разбираюсь)
— сборник nuggets (не интересно. хотя, чорт, мне вот очень интересно)

Такой вот челлендж. Кто со мной?

#очевиднонеинтереснонеразбираюсь

Барбара Оакли отвечает: Как читать/учиться сфокусировано и сконцентрировано, избегая отвлечений и прокрастинации?

бег и разум

Физкультура! Физкультура! Физкультура! Разные исследования подтверждают, что именно физические упражнения помогают справиться с ситуациями, когда вы застряли, отвлекаетесь, прокрастинируете и далее по тексту. Поэтому просто глупо не пользоваться возможностью провести какое-то время, упражняясь, особенно, если вы сбиты с толку.

Когда я начинаю отвлекаться, то обычно стараюсь найти минут 40 на физические упражнения. Прогулка по улице в бодром темпе вполне подходит, и после нее я чаще всего чувствую, что «вернулась на рельсы».

Посмотрите полезное видео, которое мы записали для курса Learning How to Learn, там мой коллега по курсу Терри Сейновски рассказывает подробности о том, почему физкультура важна. А выше на фото вы видите Терри после пробежки по пляжу. Подает пример!

Барбара Оакли отвечает: 5 трюков для слушателей лекций

барбара оакли 5 трюков для студентов

Окей, настало время признаться. У меня никогда не получалось эффективно учиться, пока я была студентом. Я могла сфокусироваться минут на 10 или 15, а потом тут же отвлекалась, а дальше, ясное дело, теряла мысль которую нам пытался донести лектор. На остаток лекции я становилась просто стенографисткой. Училась я на самом деле только тогда, когда покидала стены класса и могла разбираться с материалом комфортным мне способом. Я не одна такая. Знаменитый нейрохирург Бен Карсон чуть не вылетел с медицинского до тех пор, поке не перестал ходить на лекции и не начал посвещать все освободившееся время самостоятельной работе над программой.

Частично, именно поэтому я такой ярый проповедник онлайновых курсов (я, конечно, прозвучу предвзято из-за того, что мой с Терри Сейновски курс Learning How to Learn размещен на Coursera, но мне правда кажется, что Курсера — один из лучших сайтов для онлайн-обучения). Прелесть онлайн курсов для меня заключается в том, что вы в любой момент можете поставить видео на паузу и прокрутить заново любой открывок, который вам вздумается. Самые хорошие онлайн курсы еще и расщепляют информацию на небольшие порции, считайте, готовые чанки. Это ровно то, что нужно нашему мозгу для более эффективного обучения. Думаю, что в старшей школе и колледже уроки в итоге будут перевернуты с ног на голову: дома ученики самостоятельно будут изучать видео, а потом приходить в школу и обсуждать то, что узнали, вместе с другими учениками и учителями.

Но в данный момент студенты и школьники все-таки все еще сидят в классах и адуиториях, поэтому вот несколько трюков, которые могут быть им полезны:

1. Не отвлекайтесь. НИКОГДА не пользуйтесь своим ноутбуком или смартфоном, пока вы на лекции. Вам может казаться, что вы в нужные моменты переключаетесь между лекцией и чем-нибудь интересным в онлайне, продолжая следить за тем, что говорит лектор, но на самом деле это совсем не так.

2. Записывайте лекции от руки. Исследования подтверждают, что гораздо эффективнее писать конспекты от руки, чем впечатывать их в текстовый редактор. Путсь даже это и медленней. Заодно это лишний повод вспомнить зачем нам прописи в XXI веке.

3. Закапывайтесь в материал. Если лектор приглашает вас подумать вслух, поработать в группах или что-нибудь в таком духе — всегда соглашайтесь! Когда я преподаю технические предметы, я стараюсь никогда не быть «говорящей спиной», и просто решать задачи на глазах у адитории, вместо этого приглашаю студентов порешать задачки в группах самостоятельно. И потом обычно замечаю, что всегда есть некоторые студенты, которые предпочитают не утруждать себя интеллектуально. Они не участвуют в групповых обсуждениях и просто дают другим придумать ответ за них. На тестах у этих ребят обычно худшие результаты.

Даже если вам достался преподаватель, который просто записывает ход своей мысли на доске, старайтесь всеми силами вовлекать себя в процесс: попробуйте задавать вопросы, необязательно даже вслух, если стесняетесь. Если почувствовали, что мысли уносят вас из аудитории, обратите внимание на пальцы ног, вдавите их в пол, чтобы почувствовать себя здесь и сейчас.

4. Забегайте впередЕсли это возможно, читайте учебник вперед, чтобы на лекции вы повторяли бы материал. Если вне лекций со свободным временем у вас  скверно, например, работаете помимо обучения — попробуйте читать учебник надолго вперед на каникулах.

Еще хорошая идея проверить Class Central и пройти подходящий курс перед тем, как начнется курс в вашем университете. Отзывы на курсы помогут вам выбрать хороший вариант. Если пройдете курс, сможете заполучить «большую картинку» по предмету, который будете изучать, это поможет собрать «скелет» для знаний, которые будете получать после. Такая ранняя подготовка принесет вам серьезную пользу в будущем.

Что касается более точных советов: попробуйте перед каждым уроком вспоминать то, что вы читали в учебнике, а во время урока предугадывать следующую мысль учителя. Этот трюк поможет «встречать» новые знания и укладывать их в заготовленные во время домашнего чтения рамки. После лекции, по пути домой попробуйте повторять основные мысли лекции. Вам может показаться, что повторять материал — очевидный трюк, но именно так вы сможете собирать из полученных знаний отдельные чанки и собирать из них нейронные связи, которые потом помогут вам легко пользоваться усвоенной информацией.

5. Высыпайтесь и занимайтесь спортомВ противном случае все остальные усилия, которые вы вкладываете в учебу, просто бесполезны.

Подробнее о том, почему это важно, вы можете узнать в нашем курсе Learning How to Learn, и  в книжке «Думай как математик»  (не пугайтесь названия, это книжка о том, как учиться, а не о математике!)

Барбара Оакли отвечает: как лучше всего учиться новому?

Если говорить про ресурсы, которые помогут учиться чему-то новому, то следует обратить внимание на так называемые MOOC (massive open online courses — массовые открытые онлайновые курсы) от ведущих платформ вроде Coursera, edX, FutureLearn. Это фантастический современный способ получать знания о различных областях знаний. Class Central может помочь вам выбрать наиболее популярные и пролайканные курсы почти по любой теме, которая вас может интересовать. Кстати, наш с Терри Сейновски курсера-курс «Как научиться учиться» — самый популярный онлайн курс на данный момент, за последние 20 месяцев в нем зарегистрировались порядка полутора миллиона людей. Курсы подобные нашему популярны не случайны — люди просто находят их полезными. Lynda.com пользуется популярностью среди людей, которым интересны темы бизнеса, креативные и технические профессии. Udacity прославились своей программой наностепеней. Я сама планирую пройти Premiere Pro CC Essential Training на Lynda.com, слышала о нем хорошие отзывы.

Что касается запоминания новых знаний, есть разные способы. Читаете книги? Старайтесь читать максимально внимательно, чуть ли не проговаривая про себя текст. Потом сделайте паузу, прикройте книжку и проверьте, что из прочитанного вы можете вспомнить: какие можете выделить главные идеи книги, какие главные идеи были на прочитанных только что страницах? Эта простая техника повторения гораздо более мощная, чем подчеркивание, перечитывание или составление майндкарт. При таком подходе вы не только запоминаете, но и разбираетесь с материалом каждый раз, когда закрываете книжку. (подробнее об этом исследовании можно прочитать в Science)

0b27803724de7b55d11cbbc5ddc47d2a

Похожую технику вы можете использовать, если смотрите видео для того, чтобы учиться: жмете паузу и вспоминаете основную идею или идеи. После этого можно прокручивать это все в голове в любой момент дня: когда едете в транспорте, принимаете душ или идете по улице. Вам может показаться, что повторять небольшие кусочки в комфортных условиях не очень-то полезно для понимания предмета в целом, но на самом-то деле это помогает вам укрепить основные концепты в памяти, чтобы потом, когда они понадобятся, память вам их радостней подсовывала. Еще эта техника напоминает самотестирование — чем больше раз вы успеете проверить свое понимание всеми способами, которые только придумаете, тем лучше разберетесь с новыми знаниями.

Написать текст по теме или сделать какой-нибудь небольшой проект совершенно точно помогут вам «закодировать на нейронном уровне» ключевые идеи изучаемого материала. Рисовать какие-нибудь простенькие рисунки, иллюстрирующие то, что вы изучаете тоже очень полезно. Даже если рисуете скверно.

Поэты часто говорят, что важно заучить стихотворение, чтобы глубже его понять. Ну не оставим же мы такую радость только поэтам? Когда будете разбираться с точными науками, попробуйте точно так же заучивать ключевые уравнения, как стихотворения. Вы обнаружите, что понимаете их лучше уже в процессе заучивания, так как мозг будет собирать из них нейронные структуры. Конечно же, вы в любой момент сможете заглянуть в справочник и найти там эти формулы. Но это лишь значит, что вы недостаточно освоили изучаемый материал.

Еще может быть полезным придумывать себе дурацкие метафоры. Например, идею о пределах из математики можно представить как скрытного преследователя, который все крадется, крадется за вами, но никогда не подходит достаточно близко!

Наконец, попробуйте пообъяснять то, с чем вы сами разбираетесь, вслух. Попробуйте объяснять это так просто, как можете, как будто рассказываете об этом абсолютному новичку, или соседу, или ребенку. Кстати, эту самую технику «как будто рассказываешь соседу» использовал Дарвин, чтобы лучше понять собственные идеи, из которых потом выросла теория эволюции.

Надеюсь, эти идеи были вам полезны! Если стало интересно узнать об этом больше, запишитесь на курс ‘Learning How to Learn’ или почитайте мою книгу «Думай как математик» (которая несмотря на название, не про математику, а про то, как учиться и содержит кучу полезных метафор и моих любимых техник)

Разделительная полоса и список дел Todoist

Чем меньше в списке дел на сегодня записано пунктов — тем проще и спокойней с ними справляться.
Поэтому я предпочитаю дозировать количество дел на день так, чтобы сначала видеть то, что нужно сделать первым делом, а когда доделываю — забираю из списка-всех-дел-на-ближайшее-время каких-нибудь новых задач.

Однако, бывают плотные дни, когда важных задач довольно, и чтобы было спокойней, мне наоборот хочется видеть их все сразу, но при этом не переживать о том, что их целая гора.

В такие моменты я использую в списке дел «разделительную полосу» или даже несколько:

todoist список дел

Удобно, например, вытащить три-самых-главных-дела выше разделительной полосы, а все остальные пустить ниже. Другой вариант: поставить несколько разделительных полос вокруг задач, разделенных по проектам или по времени.

В приложении Todoist такой разделитель можно делать без галочки, как у обычной задчаки. Для этого в начале строки поставьте знак «*», после него знак пробел, а затем, например знаки минусов, и получится вот такая вот строчка, как на скрине сверху. Еще можно прописывать в такие разделительные строчки заголовки для задач, сгруппированных по проектам или по какому-нибудь другому принципу.

That’s all folks.

Подробнее о том, как вести список дел скоро буду рассказывать на бесплатном вебинаре. Регистрируйтесь заранее, чтобы смотреть трансляцию или получить ссылку на видеозапись.

Барбара Оакли отвечает: как учиться быстрее и эффективнее?

Too-Many-Books

1. Определите четко сколько времени и когда вы сможете уделять тому, чему вы хотите научиться. Чем больше этого времени у вас будет — тем лучше. Поймите, навыки требуют уделять им время. Например, курс основ русского языка, который я проходила в Defense Language Institute превратился у меня 9 месяцев кропотливой учебы. И это был вводный курс, помогающий разобраться лишь с основами языка! Конечно же, есть различные хаки, которые помогут вам ускорить понимание того материала, который вам нужно усвоить. Чтобы обнаружить их, попробуйте погуглить название темы, которую вы изучаете, добавляя слово ‘hack’ к поисковому запросу (по-английски, да). Но один из лучших универсальных трюков: попробовать перед занятиями полностью разгрузить голову от мыслей, чтобы вы могли максимально сосредоточиться на том, что будете изучать, независимо от того, будет ли это программирование, корейский или сложные танцевальные па.

2. Обратите внимание на проработку “чанков” по поводу основных концепций изучаемого предмета и на прокачку навыка решения типовых задачек по теме. Люди часто говорят «зачем вообще что-то учить, когда сейчас легко проверить необходимую информацию в нужный момент?» или «да зачем вообще уметь быстро решать задачи?». Хорошим поводом для внимательного погружения в главные идеи, техники и концепты изучаемой темы и заучивания их до тех пор, пока они не начнут от зубов отскакивать, может стать тот факт, что такой подход гарантирует вам создание крепких нейронных структур, которые служат основанием для вашей же экспертности. Растяните изучение теории, практические занятия и повторение пройденного на несколько дней. Тогда, пока вы спите между этим упражнениям, в вашем мозгу будут образовываться новые синапсы (связи), которые и закрепляют то, что вы сегодня узнали в вашей памяти. «Отращивать» эти самые синапсы можно только во время сна и порциями, и как раз поэтому важно делать перерывы в учебе, порой даже в несколько дней — так при повторении у вас получатся более крепкие нейронные паттерны (ансамбли).

3. Разделяйте то, что вы изучаете на небольшие кусочки и прорабатывайте каждый из них в совершенстве. Особое внимание и дополнительное время уделяйте тем из них, которые показались вам наиболее сложными — не тратьте время на материал, который вы уже знаете или быстро усвоили (это, кстати, то, что Андрес Эрикссон называет «осознанной практикой»). Как только уверенно освоились с выбранным кусочком знаний — дайте своему разуму отдохнуть, смените курс. Можете, например, сосредоточиться на каком-нибудь новом малюсеньком кусочке информации. Фокусировка на небольших блоках информации поможет вам справляться с тревожностью. Позже вы сможете собирать эти небольшие кусочки знаний в большие, и именно это и приведет к овладению материалом. Просто выбирайте наугад, то бишь интуитивно, те отрывки информации, которые вам кажутся важным, с которых вам кажется полезно было бы начать. В процессе, периодически оценивайте свой прогресс: определяйте, что вы уже выучили и насколько хорошо. Это поможет вам точнее формулировать план действий, когда начнете изучать новый материал.
4. Когда обнаруживаете, что начали прокрастинировать — используйте технику помодоро (Pomodoro Technique®). Мы в курсе Learning How To Learn рассказываем об этой технике, вот видео.