как победить лень

в Мысли

Как победить лень

На сайте The Question как-то ответил на прямолинейный вопрос «Как победить лень?» (кстати, если вы там бываете и вам кажется, что нашелся какой-нибудь вопрос, на который я могу дать полезный ответ — засылайте). Перечитал и решил, что полезно разместить в блоге. Это ряд основных и общих советов, но важных, на мой взгляд.

Итак, как победить лень?

1. Уточнить задачку
Нередко проблема в том, что не очень-то понятно, что делать. В этом случае думаешь: «эх, там еще и непонятно, что делать-то» и не начинаешь. Хотя это как раз идеальный первый пункт плана: «Понять, что делать».
В случае с небольшой задачкой нужно просто точно сформулировать, что нужно сделать. Например: «Не лениться», — не очень-то подходящая формулировка. Полезно заранее понять, что именно можно сделать с этим в ближайшее время: «Загуглить книги про лень и выбрать одну». И тогда получится, допустим: «Купить книгу Дэвида Аллена «Как привести дела в порядок» в магазине X».
В ином случае на вас из todo-приложения или блокнота выглядывает задачка вида «Написать диплом» или «Заняться физкультурой», или.. ну вы поняли. Не понятно, как подступиться. Нужно разбить ее на несколько небольших частей (да-да, об этом нам всегда говорили «учи по билету в день»), но дальше небольшой трюк — держать перед глазами только первую задачку из получившихся нескольких. В GTD это называется Next Actions. В идеале, чтобы эта одна задачка помещалась максимум в рабочий день.
Если взять диплом, то можно начать с «Выбрать книги, на которые буду опираться в работе». А потом: «Написать обзор одной из них для теоретической части». И так далее. Если брать пример с физкультурой: «Подобрать упражнения, которые нужно выполнять» или «Составить план тренировок». А лучше — «Проконсультироваться с тренером» и «Проконсультироваться с врачом».

2. Ограничить время
Хорошо, когда у задачи есть дэдлайн. Вы знаете, что дальше этого момента ее выполнение теряет смысл, и стараетесь успеть.
Если дэдлайна нет, или вы вообще сами выставили себе задачку, то хорошо бы этот дэдлайн придумать. И, что важно, не сдвигать. По крайней мере стараться, понимая, что иначе просто обманываете сами себя.
Если это не сработает, есть другой трюк с ограничением времени: вы обещаете себе отводить определенное время под конкретную задачку в день. Например «1 час на диплом каждый день». Проще будет привыкнуть, если будете делать это в одно и то же время каждый день.
Но тут возникает другая проблема «как сесть-то и приступить?». На самом деле, именно начать действительно сложно. Вплоть до того, что если задачка вам еще и не нравится, у вас в начале ее выполнения в мозгу сработает область, отвечающая за боль. Забавная и полезная деталь только в том, что если не обратить на это внимание и продолжить, то болевая область успокоится, и задачка «пойдет». Вспомните — после того, как начинали, минут через 5-10 становилось уже более-менее ок.
Чтобы раскачаться к «1 часу в день», можно попробовать методику помодоро: берете задачку, говорите себе «сейчас буду отвечать на письма» и заводите таймер на 25 минут. 25 минут делаете только то, что выбрали. Только отвечаете на письма, не отвлекаясь. Потом 5 минут перерыв. Потом снова 25 минут – снова другая задачка.
Кстати, не для всех задачек нужен дедлайн, но об этом как-нибудь в другой серии.

3. Понять, как связан уровень возбуждения и концентрация
Наша способность концентрироваться связана с уровнем возбуждения. Поэтому так сложно работать, когда настроение слишком плохое, или наоборот, когда хочется прыгать от радости. Научно это подкрепляется законом Йеркса — Додсона, определяющим зависимость наилучших результатов от средней интенсивности мотивации. Графически этот закон можно представить в виде перевернутой параболы. Эту параболу уже довольно давно и активно используют спортивные психологи для работы со вниманием спортсменов.
Чтобы оставаться сконцентрированным, важно поддерживать оптимальный для конкретной задачки уровень возбужденности. Понаблюдайте за собой и поймите, какой настрой вам нужен для каких задач. После этого будет легче: будете замечать, что вышли из оптимальной зоны концентрации, и тут же понимать, что нужно сделать: взбодриться или успокоиться.
4. Отдохнуть
Еще нужно понимать, что работа может валиться из рук потому, что вы просто устали. Либо глобально: отпуска не было пару лет (не делайте так). Либо конкретно сегодня.
Важно делать перерывы в работе: минут по 15 каждый час, или подберите похожий оптимальный для вас график отдыха. Важно стараться действительно отключаться от работы вечером и на выходных. Помните: если вы хорошо поработали, нужно хорошо отдохнуть. Организму нужно восстановление.
И да, если чувствуете, что «настроения нет», а время терять не хочется — попробуйте заменять ту задачу, с которой не сложилось, любой другой более подходящей из списка дел.
5. Делегировать или отказаться
Наконец, бывает, что то, что мы называем «ленью» — это на самом деле лишний повод задать себе вопросы «может не стоит делать эту задачу вовсе? необходимо ли ее выполнить? могу ли я ее не выполнять?».
А бывает, что эту задачу можно перепоручить кому-то. Коллегам или отдать на аутсорс — не важно. Проверяйте, действительно ли необходимо, чтобы задачу сделали именно вы, и если не обязательно, и есть возможность ее передать — смело отдавайте.

Поделиться
Плюсануть
Класснуть
Запинить