в Конспекты

Дизайн +1

Это конспект второй лекции Людвига в Петербурге, которая прошла 15 марта 2015. Называется «Дизайн +1» и она для дизайнеров (но на самом деле тоже для всех).

Вот еще конспект первой лекции в Петербурге,
14 марта 2015:
«Хьюстон, у нас все хорошо (на самом деле нет)»

ДИЗАЙН +1

Самый важный вопрос: как придумывать идеи? Второй: почему все делают хорошо, а я делаю говно?

Когда спорстмен спрашивает тренера «как стать чемпионом?», он говорит ему «иди качай ногу». Нужно научиться прокачивать мелкие навыки. Важна сумма навыков. Когда идеальны все маленькие детали, результат в целом не может получится хреновым.

Когда повару говорят сделай эпичный гала-ужин, он делает круто и вовремя потому, что знает как и что будет, знает, что стоит готовить, что нет, что может пойти не так, что успеем, а что нет.

Пока вы решаете задачу, задача меняет вас.

Первый этап — исследование. Внимательнее относитесь к исследованию перед дизайном. Не 10 минут первые запросы в гугле, а внимательно. Иначе ты не готов, не разбежался. Как понять, когда достаточно? Когда плаваешь в теме, но не тонешь. Когда понимаешь, что можешь поговорить на тему так, что будет не стыдно. Клиент-то свою сферу всегда понимает лучше.

Второй этап — генерация идей. Тут полезно думать про мутации и отбор. Главное не напридумывать много разных вариантов (мутаций) и уж тем более не цепляться за один вариант, а главное сосредоточиться на отборе жизнеспособных идей.

Третий этап — как убедить заказчика в том, что идея ок? Тут нужно помнить, что всегда ругать будут решение, а не тебя. Дизайнеру говорят «вот тут не сработает», а он слышит «ТЫ МУДАК!», не нужно это воспринимать так. Говорите про решение.

Четвертый этап — столкновение с технологиями. Тут, как дизайнеру известно вообще все мудаки — и менеджеры, и клиенты, и технари. Просто жизнь в тылу врага. Разумеется, это не так.

Когда ты принес клиенту дизайн, он хочет чтобы гипотеза стала решением, а не просто смотреть картинки. Если пускаешь пыль в глаза — через полгода работы клиент поймет, что решение не найдено. А может и раньше.

На этом этапе часто происходит запуск операции «ОХРАНА ДЖИПЕГА»: дизайнер упирается в то, что «такое было утверждено», отливает утвержденный вариант в золоте и не может смириться с мыслью, что в этом можно что-то поменять. Хотя как раз таки это тоже нужно уметь.

Пятый этап — внедренный дизайн.
Обычно в этот момент ты понимаешь, что ВСЕ НЕ ТАК. Большинство дизайнеров тут останавливаются и считают, что работа выполнена. Приличные ребята понимают, что тут-то как раз и начинается дизайн, тут-то как раз и становится все понятно.

Прежде всего продолжать наблюдать за дизайном на этом этапе важно прежде всего тебе самому, как специалисту, чтобы сложнеть и становиться круче. Тут происходит тот самый отбор идей. Тут становится ясно сработало или нет.

Как научиться адекватно оценивать себя минуя предвзятость?
Только делая много проектов. Так ты понимаешь, что работает, а что нет и в мозгу вырастает хорошая оценивалка.

Нужно задаваться вопросом «как бы сделать 100 проектов за год?». Из них штуки 3 будут окейными, просто даже повезет — тут-то ты и научишься, если будешь внимателен. Не переживайте, что в начале получается плохо. Делайте больше варинатов-мутаций, прогоняйте их через отбор и смотрите как они работают, выживают ли.

Проблема салата «Цезарь», ресторатор знакомая рассказала. Если закатить стол, на котором помимо прочих салатов непривычных будет «Цезарь» — его съедят килограмм 20, в то время, как остальных — килограмм по 8. Если не делать «Цезарь» — более менее равномерно съедят все варианты. Вопрос в том, что от «Цезаря» все знают чего ждать. Так же и с дизайн-решениями.

Что отличает классные идеи? Мы видим такие совсем классные раза 3 за год и думаем «жаль, что это сделал не я». Но самые крутые, это когда ты думаешь «О! А че, так тоже можно было?». Сначала это свежо круто и неожиданно, кто бы мог подумать, что так тоже можно обыграть, а потом остальные это подхватывают.

Во время решения задачи клиента вы вполне можете решать свои задачи. Нельзя обещать клиенту сделать «вау!», но вы можете пообещать это себе.

Надо понимать, что постоянно появляется что-то новое и интересное, значит и у вас есть шанс что-то такое придумать.

Сумма навыков работает так: прокачивай один, максимум два навыка за раз, за задачу, за проект. Иначе сдуреешь и сгоришь. Как в спорте: «Сегодня учимся правильно дышать» и все. Сначала — детали.

Бывает, делаете проект. Проект подходит к концу и тут дизайнеру приходит гениальная идея. Он прибегает к команде и говорит: «ребята, все надо переделать, идея супер, она вообще все спасет и будет даже круче, чем можно представить. нужно все, совсем все переделать». Остальная команда, понятное дело, одуревает от такого сюрприза. И правильно.

Представьте себе: на кухне хозяйка варит борщ и тут ей приносят 2 килограмма чернослива. Она сразу такая «Ого! Огоо! Охуенно! Куда деть весь этот чернослив?! Огоо!» и ты говоришь «Ну может вечерком пирог сделаем?». А она так радостно: «Нет! Нет! В БОРЩ!» и высыпает чернослив в борщ. Вот с дизайнером, который придумал все в последний момент примерно так же.

Мораль: просто успокойся и отложи классную идею на потом.

Когда делаешь один проект, всегда готовься к следующему.

Всегда пытайтесь понять, где что-то не сработает, где есть ограничения.

Если на сайте меню сквозь года не разваливается и не превращается в хаос — скорее всего на стороне клиента есть какой-то человек, который оберегает меню от нападок.

Что почитать, чтобы прокачаться? Гайдлайны, посты с опытом других людей и потом пробовать самому

Знание нельзя просто знать. Его нужно использовать.

Путь не один. Всегда можно сделать по-разному. Нужно пробовать делать по-разному.

Как перестать на себя оценку «говно» по поводу своих решений? Просто продолжать делать. Привел пример из фильма «Ярость», где один из главных героев не решается убить человека, а герой Бреда Питта говорит ему, что впереди еще тысячи, погнали. Нужно научиться делать много проектов и придумывать много идей. Если ступор — берешь бумажку и придумываешь 5 новых идей.

Программирование плохо тем, что можно сразу попробовать. Из-за этого ты зацикливаешься на попытках, вместо того, чтобы сесть и подумать о решении в целом. Думайте без компа, на бумаге, потом реализуйте.

Где брать мастеров с которых копировать классные решения и учиться и как набрать портфолио, когда его нет? Нужно сосредоточиться не на копировании, а на решении именно задачек, пусть даже и аналогичных. Делайте маленькие проекты, ставьте себе сроки, учитесь делать прототипы и повторяйте крутые интерфейсы.

Чтобы отбивать фидбек про «а давайте подвинем левее, а давайте поменяем шрифт» есть два метода — статистика и слово артдира.

Есть вероятность, что в ближайшем будущем вообще появятся алгоритмы, которые самостоятельно перебирают дизайн-решения, проверяют гипотезы и улучшают сайты без помощи человека.

Чем удобнее дизайн для человеческого тела, тем лучше.

Не зацикливайтес на современных инструментах и решениях. Думайте о задачах и о том, как их решать. Через некоторое время вы забудете про HTML, как забывают сейчас люди про Капитошку или «Ну, погоди»

Как объяснить, что ты опаздываешь? По честному. И помнить на будущее, что с оценкой все ошибаются всегда минимум в 2 раза, что нужно рубить большие проекты на маленькие задачки и стараться их быстро внедрять, а дурацким проектам сразу просто говорить «нет».

Если у фирмы с дизайном ок, то есть подозрение, что у них и со всем остальным порядок и системность.

Путешествуйте там, где не была русская армия. Армия приносит с собой из походов все, что видит, поэтому вас мало что удивит в Берлине, например. А вот в США или Китае — вообще все другое. Нужно ездить в интересные места, а не в Египет. (В этот момент девочка позади меня прошептала подруге «Но русская армия не была в Египте…», а я подумал какое все довольно другое в Италии)

Как проводить презентации? Не так, как в прошлый раз. Изобретайте новые способы подачи, вплоть до того, что вообще не использовать компьютер.

Когда клиент приносит пожелания в духе «здесь хотим флэтовые кнопки» можно использовать технику из Кэмпа, которая называется «И?». Спрашивать «Так, и что?» и так несколько раз, чтобы достучаться до сути.

Людвиг спросил кто знает как устроен велосипед? Часть ребят подняли руки. Пока я нерешительно поднимал свою, он сообщил, что многие считают, что знают, но когда просят нарисовать на бумжаке схемку, чтобы можно было бы сделать рабочий велик у всех получается совершенно не едущая фигня.

Спросили как тестируют схему метро. Есть психфак некого университета, оборудование для айтрекинга, разные версии схемы и  на них вымышленные названия станций метро. Людей спрашивают как доехать из одного пункта в другой и по айтреку проверяют что да как.

Чтобы проверять как работает сайт можно его кому-нибудь показать и молчать, смотреть как человек пользуется и делать выводы.

Полезный трюк про навигационное меню. Самый простой прототип в файл-менеджере сделать папки, в них вложить другие папки, а потом дать людям попробвать найти какой-то подпункт в этих папках и посмотреть как они будут путаться. Починить, повторить.

Как сохранить интерес?
Усложнять задачу. Попробовать сделать быстрее или другим способом, например.

Как проверить подходит ли мне специализация?
Берешь год жизни, набираешь кучу задач по этой специалзиации и пашешь. В конце года проверяешь как оно.

Что делать, когда устал от проекта?
Хороший шанс передать его молодому поколению и воспитать на этом проекте человека, пусть он его ведет.

Какие инсайты в работе?
Все можно делать проще.
Например придумал /e/ вместо /everything/ в урле на сайте Студии, чтобы не вводить каждый раз полностью.

У каждого решения есть польза и вред. Подбирайте оптимальные для себя варианты.

Как оценивать работу? Пробуйте разные ценники. Ценники — это тоже гипотезы, которые просто надо объяснить. Можете думать об этом, как о дизайне цены.

Важно записывать, что происходит с проектом. Если в какой-то момент взяли проект за n рублей, а потом целый год был ада, все валилось из рук, в следующий раз возьмите n x 2 за такой же. Спросят «почему так дорого?» — скажите спросить у других почему так дешево.

Главный итог: пойми какие навыки у тебя проседают и прямо в ближайшее время, прямо сейчас прокачай один из них немного на ближайшей же задаче.

Поделиться
Плюсануть
Класснуть
Запинить