в Переводы

Барбара Оакли отвечает на вопросы: Самый эффективный способ учиться

Барбара Оакли, ведущая курса ‘Learning How To Learn’ на Курсере недавно отвечала на вопросы пользователей сайта Quora. Я решил попереводить особенно интересные и полезные ответы. В этом посте речь пойдет о «чанкинге» — подходе при котором мы разделяем материал, который хотим выучить на небольшие части, разбираемся с каждой по отдельности, разбираемся как каждый кусочек связан с другим, и таким образом выстраиваем целостною картинку.
Какой самый эффективный способ учиться вы знаете на данный момент?

Я все больше убеждаюсь, что «чанкинг» (от англ. ‘chunk’ — кусочек) — это мать учения, ну или по крайней мере ее волшебная крестная. Именно благодаря чанкингу мы можем испытывать тот самый эффект, когда вспомнить что-то вроде песни, формулы, спряжения глагола или танцевального действия для вас так же легко, как щелкнуть пальцами. Создание нейронных связей — «нейронных чанков» — и есть основа для развития нашей экспертности в чем-либо. Давайте обратимся к метафоре (это же еще один полезный образовательный инструмент!) чтобы получше понять о чем я.

main-qimg-88e732cf0b06da217fb614a618358fbc

Взгляните на эту картинку. Когда вы пытаетесь разобраться с чем-то сложным и новым для вас, процесс напоминает собирание паззла. Как видно слева, в моменты, когда мы начинаем разбираться с чем-то новым «слоты» нашей рабочей памяти гудят как улей, прямо в префронтальной части нашего мозга, пытаясь как-то уложить новую информацию в понятную картинку. Но как только вы разобрались с чем-то, это понимание на уровне мозга собирается в связный нейронный паттерн*.

В русскоязычных источниках «нейронные паттерны» чаще называют «нейронными ансамблями». Миша, привет и спасибо за уточнение!

Похоже на сложенный паззл в правой части картинки. Этот паттерн можно упрощенно воспринимать как ленточку, за которую вы с легкостью вытаскиваете необходимую информацию из слотов вашей памяти. И обратите внимание, три других слота памяти в этот момент свободны!

Если вы внимательно проработали «чанки» по необходимой вам теме перед тем, как оказаться на экзамене или тесте, то вы с легкостью вытащите необходимые кусочки знаний из памяти. Как только вы вспомните один, вы сможете быстро «дотянуться» до других, связанных с ним кусочков, собирая общую картинку и решая все более сложные задачи, даже те, с которыми вы до этого не сталкивались. (Подробнее о чанкинге можно узнать в этом видео из курса ‘Learning How To Learn’).

Если же вы занимались недостаточно усердно и не использовали техники, помогающие вам усвоить новые знания, а «просто учили», то во время теста в вашей голове будет происходить то, что нарисовано в левой части картинки. Мозг будет пытаться разобраться с основами и найти хоть какие-то связи между необходимым вам кусочками информации. Иногда людям, у которых так себе получается справляться с тестами и экзаменами, кажется, что они страдают от тревожности, завязанной именно на экзамены или тесты. На самом деле это чаще всего не так. Просто в момент, когда они приступают к решению теста, очевидно проявляется, что они знают материал не так хорошо, как они думали. А происходит это из-за того, что они не закрепили свои нейронные связи.

Когда я была моложе, я отличалась от своих одногруппников тем, что использовала подход Defense Language Institute к изучению языков. Он опирался на разработку хорошо отрепетированных чанков, которые постепенно надстраивались друг на друга. Слова становились предложениями, предложения — абзацами, абзацы — целыми диалогами. Благодаря этому подходу я выучила русский язык. В двадцать шесть лет, когда я демобилизовалась и принялась изучать алгебру, которая вела меня к моей инжернерной степени, я так же использовала чанкинг, который уже неоднократно выручал меня с изучением языков.

Вот пример: я не просто «делала домашку» и сдавала ее. Вместо этого, я выполняла упражнения снова и снова, делая перерывы в несколько дней между подходами, как этого требует интервальное повторение. Особенно внимательно я, разумеется, подходила таким образом к ключевым темам. Я старалась не подглядывать в ответы до тех пор, пока мне не приходилось проверять себя или я не сдавалась. Таким образом я могла быть уверена в том, что я действительно знаю как пройти весь путь до решения, не обманывая себя подгонкой под результат. После того как мне становилось комфортно решать задачу на бумаге, я принималась «вертеть ее в голове», отрабатывая каждый шаг решения так, чтобы я могла помнить ее буквально как песню. Такой подход позволял мне использовать для обучения то время, которое люди обычно даже не догадываются использовать в таких целях: я училась принимая душ или пока шла на учебу. Позже обнаружилось, что такое внимание к чанкингу случайно наделило меня этакой магической силой — я могла взглянуть на задачку, даже на ту, что ни разу не видела, и буквально молниеносно понять, как ее нужно решать.

Другие важные образовательные техники, такие как чередование, осознная практика и интервальное повторение, являются таковыми во многом благодаря тому, что тоже основываются на постоении новых нейронных связей. Благодаря «эксперту по экспертности» Андресу Эрикссону мы можем быть уверены, в том, что быстрее мы можем учиться именно благодаря осознанной практике — умышленно сосредотачиваясь на том, что для нас особенно сложно.

Поделиться
Плюсануть
Класснуть
Запинить

Что думаете?

Комментарии