барбара оакли 5 трюков для студентов

в Переводы

Барбара Оакли отвечает: 5 трюков для слушателей лекций

Окей, настало время признаться. У меня никогда не получалось эффективно учиться, пока я была студентом. Я могла сфокусироваться минут на 10 или 15, а потом тут же отвлекалась, а дальше, ясное дело, теряла мысль которую нам пытался донести лектор. На остаток лекции я становилась просто стенографисткой. Училась я на самом деле только тогда, когда покидала стены класса и могла разбираться с материалом комфортным мне способом. Я не одна такая. Знаменитый нейрохирург Бен Карсон чуть не вылетел с медицинского до тех пор, поке не перестал ходить на лекции и не начал посвещать все освободившееся время самостоятельной работе над программой.

Частично, именно поэтому я такой ярый проповедник онлайновых курсов (я, конечно, прозвучу предвзято из-за того, что мой с Терри Сейновски курс Learning How to Learn размещен на Coursera, но мне правда кажется, что Курсера — один из лучших сайтов для онлайн-обучения). Прелесть онлайн курсов для меня заключается в том, что вы в любой момент можете поставить видео на паузу и прокрутить заново любой открывок, который вам вздумается. Самые хорошие онлайн курсы еще и расщепляют информацию на небольшие порции, считайте, готовые чанки. Это ровно то, что нужно нашему мозгу для более эффективного обучения. Думаю, что в старшей школе и колледже уроки в итоге будут перевернуты с ног на голову: дома ученики самостоятельно будут изучать видео, а потом приходить в школу и обсуждать то, что узнали, вместе с другими учениками и учителями.

Но в данный момент студенты и школьники все-таки все еще сидят в классах и адуиториях, поэтому вот несколько трюков, которые могут быть им полезны:

1. Не отвлекайтесь. НИКОГДА не пользуйтесь своим ноутбуком или смартфоном, пока вы на лекции. Вам может казаться, что вы в нужные моменты переключаетесь между лекцией и чем-нибудь интересным в онлайне, продолжая следить за тем, что говорит лектор, но на самом деле это совсем не так.

2. Записывайте лекции от руки. Исследования подтверждают, что гораздо эффективнее писать конспекты от руки, чем впечатывать их в текстовый редактор. Путсь даже это и медленней. Заодно это лишний повод вспомнить зачем нам прописи в XXI веке.

3. Закапывайтесь в материал. Если лектор приглашает вас подумать вслух, поработать в группах или что-нибудь в таком духе — всегда соглашайтесь! Когда я преподаю технические предметы, я стараюсь никогда не быть «говорящей спиной», и просто решать задачи на глазах у адитории, вместо этого приглашаю студентов порешать задачки в группах самостоятельно. И потом обычно замечаю, что всегда есть некоторые студенты, которые предпочитают не утруждать себя интеллектуально. Они не участвуют в групповых обсуждениях и просто дают другим придумать ответ за них. На тестах у этих ребят обычно худшие результаты.

Даже если вам достался преподаватель, который просто записывает ход своей мысли на доске, старайтесь всеми силами вовлекать себя в процесс: попробуйте задавать вопросы, необязательно даже вслух, если стесняетесь. Если почувствовали, что мысли уносят вас из аудитории, обратите внимание на пальцы ног, вдавите их в пол, чтобы почувствовать себя здесь и сейчас.

4. Забегайте впередЕсли это возможно, читайте учебник вперед, чтобы на лекции вы повторяли бы материал. Если вне лекций со свободным временем у вас  скверно, например, работаете помимо обучения — попробуйте читать учебник надолго вперед на каникулах.

Еще хорошая идея проверить Class Central и пройти подходящий курс перед тем, как начнется курс в вашем университете. Отзывы на курсы помогут вам выбрать хороший вариант. Если пройдете курс, сможете заполучить «большую картинку» по предмету, который будете изучать, это поможет собрать «скелет» для знаний, которые будете получать после. Такая ранняя подготовка принесет вам серьезную пользу в будущем.

Что касается более точных советов: попробуйте перед каждым уроком вспоминать то, что вы читали в учебнике, а во время урока предугадывать следующую мысль учителя. Этот трюк поможет «встречать» новые знания и укладывать их в заготовленные во время домашнего чтения рамки. После лекции, по пути домой попробуйте повторять основные мысли лекции. Вам может показаться, что повторять материал — очевидный трюк, но именно так вы сможете собирать из полученных знаний отдельные чанки и собирать из них нейронные связи, которые потом помогут вам легко пользоваться усвоенной информацией.

5. Высыпайтесь и занимайтесь спортомВ противном случае все остальные усилия, которые вы вкладываете в учебу, просто бесполезны.

Подробнее о том, почему это важно, вы можете узнать в нашем курсе Learning How to Learn, и  в книжке «Думай как математик»  (не пугайтесь названия, это книжка о том, как учиться, а не о математике!)

Поделиться
Плюсануть
Класснуть
Запинить