Нил Гейман на необитаемом острове : рекомендации книг

книги нила геймана

Аарон Хиклин распрашивает разных людей о книгах, которые они взяли бы с собой на необитаемый остров. Ответы он публикует на своем сайте One Grand Books. Недавно список для проекта составил Нил Гейман по случаю выхода книги его переложения скандинавских мифов. Оказалось, что бóльшая часть рекомендуемых книжек есть на русском, поэтому решил сделать русскоязычный список.

Нил Гейман

Слово Нил Гейману:

«Книга Нового Солнца», Джин Вулф
Лучший научно-фантастический роман прошлого века. Четыре тома о памяти и правде.

«Луд-Туманный», Хоуп Миррлиз
Моя любимая историческая-сказка-детектив-фэнтэзи.

«Ловушка для волшебников», Диана Джонс
Она была лучшей писательницей волшебной детской литературы в нашем поколении. Не уверен, что это её лучшая книга, но моя любимая — это точно.

‘London Labour and the London Poor’, Henry Mayhew
По ощущениям это как огромный и сумасшедший роман Диккенса, который никак не кончается. Настоящие интервью с работягами и нищими викторианской эпохи.

«Джонатан Стрендж и мистер Норрелл», Сюзанна Кларк
Это как будто утерянный фэнтезийный роман Джейн Остин о том, как в Англию возвращается магия.

«Рога», Джо Хилл
Чрезвычайно сильный писатель. Это его второй роман, про человека, который проснулся после плохой ночи с рогами, растущими из его лба.

‘ALEC: The Years Have Pants’, Eddie Campbell
Лучшая автобиография из всех воплощенных в форме комикса. Возможно, потому, что автор её таковой не задумывал.

«Холодный дом», Чарльз Диккенс
Канцлерский суд разрушает жизни людей любых слоев британского общества, от высшей аристократии, до городских подворотен. Великолепное чтение. Даже если вы не любите, когда люди спонтанно самовозгораются.

«Князь Света», Роджер Желязны
На далекой планете, в далеком будущем, колонисты с Земли правят миром, прикидываясь индуистскими божествами. Один из них становится Буддой и начинает с ними бороться. Религия, приключения и научная фантастика вперемешку.

«Человек, который был четвергом», Гилберт Кит Честертон
Блистательный кошмар о том, как полицейский агент проникает в кружок анархистов.

Беседа с Даниэлем Канеманом

Даниэль Канеман

Перевел пост Моргана Хаусела, который посетил встречу с нобелевским лауреатом Даниэлем Канеманом, соавтором книги «Думай медленно, решай быстро». Морган выписал основные мысли профессора из двухчасовой беседы:

Про упорство: «Я работаю без невозвратных издержек. Мне нравится менять мое мнение. Есть люди, которые прямо не любят менять точку зрения, меня же, напротив, впечатляет этот момент. Это показатель того, что я учусь чему-то. Невозвратных издережек у меня нет в том смысле, что я могу бросить идею, которую разрабатывал год, если обнаруживаю идею получше. Это хороший научный подход. Одна из самых серьезных ошибок начинающих исследователей — попадаться в ловушку невозвратных издержек. Они начинают работать над проектом, и не останавливаются даже, если проек не срабатывает и не обещает ничего хорошего. Я думаю, что чрезмерное упорство — качество, которое может вам помешать, если вы занимаетесь интеллектуальным трудом».

Про преимущества организаций: «Я скептично отношусь к идее о том, что люди могут усовершенствовать свой образ мышления или начать контролировать свою интуицию. Это возможно, но очень сложно. Зато я действительно оптимистичен по поводу потенциала институтов и организаций самосовершенствоваться, прежде всего потому, что у них есть процессы и они думают медленно (отсылка к книге «Думай медленно, решай быстро» — прим. Макс). Они могут контролировать то, как они интерпретируют происходящее. Они могут задавать вопросы про качество данных. Думаю, что исследования по поводу того, как можно улучшить процессы принятия решений внутри организаций — это то, к чему мы уже готовы. То, что нам по плечу».

Про эмпатию: «Было проведено множество экспериментов, в которых израильтян и палестинцев собирали в каком-нибудь одном месте, а потом между ними происходило что-нибудь хорошее. Просто собираете людей вместе. Получается, правда, искуственная конструкция. Ее очень сложно масштабировать. Но это абсолютная правда, что начинают происходить хорошие вещи, когда вы собираете незнакомых людей в позитивной атмосфере. Эти незнакомцы обнаружат, что они похожи друг на друга гораздо больше, чем они были предрасположены думать раньше. Они обнаружат друг друга. Множество хороших вещей происходит, когда люди вступают в тесный контакт. Но этот контакт чрезвычайно сложно повторять в крупном масштабе».

Про передумывание: «Идеи становятся частью нас самих. Люди идентифицируют себя со своими идеями, вкладываются в свои идеи, особенно, если рассказывают о них публично. Таким образом, появляется множество сил, сдерживающих вашу возможность поменять точку зрения. «Передумать» вообще считается плохим словом. И совсем зря. В науке, люди, которые умеют бросить старую идею и поменять свое мнение, обычно добиваются успеха. Это редкое и ценное качество, качество хорошего ученого».

Про сотрудничество: Амосу Тверски приписывают такую цитату: «Мир не очень-то расположен к сотрудничеству». Интересная мысль. Он имел в виду, что когда люди замечают какой-то совместный проект, им очень интересно «кто же сделал это?». И предполагают, что кто-то один.

Но никто из нас не мог бы сделать то, что мы сделали по отдельности друг от друга. Мы по отдельности были довольно хороши в том, что мы делаем, но наша совместная работа, очевидно, на порядок выше всех наших предыдущих самостоятельных исследований. И при этом когда кто-нибудь из нас двоих говорил о нашей совместной работе, это все равно звучало так, как будто кто-то из нас сделал все водиночку. Амос сказал: «Я рассказываю людям о нашей совместной работе, а людям кажется, что я справился сам». Вот в этом и заключается проблема восприятия сотрудничества, а заодно и обнаруживется способ исправить ситуацию. Довольно часто действия окружающих деструктивны для сотрудничающих, особенно вот эта тяга обнаружить единственного человека в команде, которому выдать лавры, не считая команду чем-то целым. Книга Майкла Льюиса (‘Undoing Project’ — прим. Макс) будет полезна, если люди задумаются о самоценности сотрудничества».

Про то как образование меняет мышление: «Существуют исследования, указывающие на то, что если вы предоставите некоторые доказательства чего-либо, то у людей все равно останется по этому поводу несколько поляризованных мнений. Даже если это высокообразованные люди. Они находят способ интерпретировать данные в противоположных смыслах. Наш разум сконструирован таким образом, что во множестве ситуаций, где присутствуют и наши убеждения, и факты, решающее значение будут иметь убеждения. Это и делает невозможным процесс убеждения людей через доказательства. Как раз поэтому само по себе образование не изменит культуру. Воспистывать критическое мышление через образование — долгий процесс, и я не очень оптимистичен по этому поводу».

Про травмы мозга: «Не буду давать никаких комментариев, так как ничего не знаю об этом, и совершенно убежден, что люди должны оставаться в рамках своей области знаний, когда озвучивают свое мнение».

Про то, как будет меняться мир: «Тридцатилетние знают, как будут меняться мир, потому, что они будут его менять. Мне восемьдесят, поэтому я не имею ни малейшего понятия».

Что такое помодоро таймер

помодоро таймер

Помодоро-таймер — это когда заряжаешь таймер минут на 25, делаешь задуманное заранее дело, а потом 5 минут отдыхаешь. Потом заново.

Придумал такой способ в 80-ых годах итальянец Франческо Чирилло, тогда он, согласно легенде, еще учился в университете и хотел справляться с учебой пососредоточенней. Название получилось в честь кухонного таймера в виде помидорки.

Сейчас у Франческо своя консалтинговая фирма, а способ разросся в The Pomodoro Technique со своей философией и трюками.

Есть ребята, которым комфортно работать по помидоркам целый день, выдерживая темп. Я предпочитаю использовать таймер под настроение.

Мне больше всего нравится в помодоро-таймере два момента: он провоцирует формулировать небольшие задачки и напоминает о том, что никакая задача не длится целую вечность.

Небольшие задачки

Ограничение в 25 минут довольно прозрачно намекает на то, что задачку нужно сформулировать такую, чтобы успеть её выполнить за отведенное время. Таким образом, мы ловим минимум два положительных эффекта сразу.

Во-первых, приходится поточнее сформулировать именно небольшую задачку. То, что до этого момента было у вас записано как один пункт списка дел, в этот момент может стать двумя, тремя, а то и всеми пятью отдельными задачками. И с каждой из них будет попроще справиться.

Во-вторых, есть вероятность, что через некоторое время вы научитесь замечать небольшие результаты — каждая такая маленькая выполненная задачка в момент выполнения будет вызывать приятные ощущения. Это вместо того, чтобы утром впрягаться в нечто большое и недоформулированное и вечером выдыхать в бессильном состоянии.

Не-вечность

Неприятные и непонятные задачи имеют обыкновение казаться вечными. Садитесь за нее, и тут же возникает мысль, что придется делать ее гораздо дольше, что все будет гораздо сложнее и непонятней, и все это будет длиться… вечность? С таймером все чуть проще. Вечность будет длиться 25 минут. И в моменты, когда захочется катапультироваться из процесса, можно себе об этом напомнить.

Кстати, не обязательно заводить таймер именно на 25 минут — можете подстроить отрезок под себя: ставьте 15 минут или 45. Главное, чтобы меньше часа.

Аэропресс

аэропресс

Кофе сейчас интересней, чем когда-либо. На эту мысль я натыкаюсь, кажется, каждый раз, когда гуглю что-нибудь про «третью волну». Не знаю, как там было когда-либо, но мне сейчас точно интересно: разное зерно, разные вкусы и ароматы, разные способы приготовления!

Завёл дома аэропресс и словил такой восторг от использования, что решил поделиться с вами.

Что такое аэропресс

Аэропресс — инструмент для приготовления кофе. Его относят к так называемым «альтернативным способам» приготовления кофе.

Выглядит устройство как насос из тёмного полипропилена. Он состоит из нескольких простых деталей, три из них собираются в сам, собственно, аэропресс, а часть из них — вспомогательные, вроде ложечки для перемешивания, воронки и ложечки для дозирования кофе. В процессе использования весь этот набор кажется просто прямо чудом инженерной мысли. Даже не ожидал такого, когда наблюдал за тем, как аэропресс мне готовили бариста в кофейнях.

Как заваривать кофе в аэропрессе

Вот схема-инструкция, вложенная в коробку:
как готовить аэропресс

Вынимаем поршень из колбы, укладываем бумажный фильтр в крышечку, закручиваем, перемалываем кофе и засыпаем в колбу ложечкой или через воронку, встряхиваем колбу, заливаем чуть остывашей водой, размешиваем 10 секунд, вставляем поршень и продавливаем его в чашку. Готово. На все про все уходит несколько минут.

Отдельный кайф — то, как устройство чистится. Видите там в правом нижнем углу инструкции момент про «всегда очищайте устройство сразу после использования (да, даже до того, как глотнете кофе)»? Когда прочел этот пункт первый раз, подумал: «Ну вот! Ритуал как-то становится прозаичней», но, как только попробовал, понял, что зря расстроился. Никогда не сталкивался с тем, чтобы кофе-девайс было так удобно чистить. Достаточно просто открутить крышечку и продавить поршень до конца — кофе просто выпадет из колбы. Изобретатель говорит, что такая чудо-очистка — случайность.

Кстати, об изобретателе. Спроектировал Аэропресс человек по имени Алан Адлер, специалист в области аэродинамики и конструктор проапгрейженной фрисби, которая называется Аэроби.

В своем интервью Адлер рассказал, что бумажные фильтры можно использовать несколько раз, что он удивлен чемпионатам по аэропресс-приготовлению кофе, поворчал про перевернутый способ приготовления, и что самая частая ошибка при готовке таким способом — слишком сильно давить на поршень.

Nuggets: Original Artyfacts From The First Psychedelic Era 1965-1968

nuggets гаражный рок психоделический рок

Сборник ‘Nuggets: Original Artyfacts From The First Psychedelic Era 1965-1968’ — один из самых важных сборников в истории рок-музыки, культовая запись для поклонников гаражной и психоделической музыки, предвестник прото-панка и панка, короче, совершенно знаковый артефакт.

Впервые компиляция была выпущена в 1972 году. Буклет этой записи содержит одно из первых печатных упоминаний слова «панк». Подготовил сборник к публикации коллекционер музыки Ленни Кей, который позже стал гитаристом в группе Патти Смит. Две виниловые пластинки в ярком конверте были выпущены на лэйбле Elektra благодаря Жаку Хольцману, сооснователю лэйбла Elektraе. Elektra — это там, где издавались The Doors, Love, The Butterfield Blues Band, The Stooges и The MC-5. Обложку нарисовал Эйб Гурвин, который помимо психоделики и рока оформлял похожим образом записи Баха, например.

Идея сборника — задокументировать несколько лет расцвета американской рок музыки второй половины 60-ых. Расцвет был вызван прежде всего «Британским вторжением». Рок-н-ролл и ритм-н-блюз из США перелетели океан, превратились в британские группы, обновили имидж и вернулись на родину по радиоволнам, пластинками и в одном самолете с The Beatles. Британское вторжение вызвало эффект подобный тому, что позже произведет панк — множество ребят и девчат собрали группы, насочиняли песен и сделали записи. Ленни Кей решил обратить внимание не на группы «первого эшелона», вроде тех же The Doors, а на второй уровень культурного слоя: The Electric Prunes, The Standells, The Shadows of Knight, The Seeds, The Barbarians, The Remains, The 13th Floor Elevators, Count Five, The Chocolate Watch Band, знакомые многим по фильму Гая Ричи The Castaways, и другие.

Каждый из этих «артефакты психоделической эры» обладали своими особенностями звучания. Одним из важных открытий сборника стало то, что музыка, которая только что в 60-ых казалась очевидной, в начале 70-ых заиграла новыми яркими красками, причем совершенно разных оттенков: экспериментальное гитарное звучание Electric Prunes, психоделическое клокотание 13th Floor Elevators, синтезаторы и высокие голоса The Castaways, гипнотизирующие The Seeds, тяготеющие к традиционным ритм-н-блюзовым трюкам The Shadows of Knight, у каждой, каждой группы на этом сборнике вы обязательно найдете какую-нибудь детальку, которая будет удивлять, ай гаранти ит.

Слушайте сами:


Потом компиляция Nuggets неоднократно переиздавалась, по пути вдохновив огромное количество других людей начать заниматься музыкальной археологией и издавать свои собственные сборники от знаковых и размашистых по охвату серий в духе Pebbles или Back From The Grave до более узконаправленных, вроде географических English Freakbeat, Fort Worth Scene или Highs in the Mid Sixties (по которым, мне кажется, я хоть немного стал ориентироваться в штатах США), гендерных Girls in the Garage или Femmes de Paris или экзотических Cambodian Rocks, Cazumbi или Java-Java: Indonesian Fuzz. Если у многих групп на сборнике Nuggets были долгоиграющие пластинки, то теперь музыкальные археологи раскапывают редкие синглы-семерки совсем малоизвестных школьных групп, а то и вовсе кассеты с безымянными группами во время поездок по Камбодже.

ps:

Жак Хольцман отвечал на AMA на reddit и там был вопрос от пользователя dockersshoes с просьбой рассказать про Nuggets поподробней, вот ответ Жака:

Pertinent question, thank you, especially since Nonesuch celebrated its 40th anniversary just last year. I used to visit Lenny at the Village record store at which he worked. I was fascinated by the garage bands of the early 60s who would have a single that was memorable over a short lifespan and no meaningful albums to speak of. So I thought, it might be fun to see if we could license all of these odd tracks, provide a frame of reference for them, and put them together in a 2-LP set. And I had a name. Namely, Nuggets — simple and to the point. Later that same day, I ran into Lenny, mentioned this to him, asked him if he wanted to pull it together. Close friends ever since. It’s the only compendium album not by a single artist that Rolling Stone recognized in the 250 best Rock Albums Of All Time. It’s at 191. Nuggets was reissued in a special 40th anniversary edition by Rhino on CD and vinyl last year.

Тебе кажется, что ты думаешь над решением

v-goljavkin-pro-to-dlja-kogo-vovka-uchitsja_1

Во время одного из недавних разговоров собеседница очень точно сформулировала ощущение, которое возникает, когда сталкиваешься с какой-то трудной-трудной задачкой или ситуацией, решение которой никак не приходит в голову. Попросил разрешения поделиться этой формулировкой в блоге. Передаю слово:

«Знаешь, как сидишь над какой-нибудь задачкой, бьешься прям вот долго, и ни хрена у тебя не получается. Ты просто тупо в нее смотришь. А в какой-то момент ты начинаешь думать. И ты понимаешь, что до этого ты просто смотрел на задачу. Смотрел так: «Ну ее реально сложно решить, че ж мне делать». Потом в какой-то момент у тебя реально начинают работать мозги, и ты начинаешь думать именно над решением. И только тогда ты начинаешь что-то соображать по поводу нее. То есть ты смотришь, смотришь и тебе кажется, что ты думаешь, тебе кажется, что ты ее решаешь. Но на самом деле это фигня, потому, что ты просто пялишься на нее и думаешь о том, как тебе сложно. А вот когда в какой-то момент вдруг включаются мозги, и ты начинаешь реально над ней думать, вот тогда могут прийти какие-то решения»

По мотивам решил придумать себе вопросы, которые помогут проверять, что именно со мной сейчас происходит: это я думаю о том, как мне сложно, или думаю, как решить задачку на самом деле?

  1. Я сейчас думаю над решением задачи или о том, как мне тяжело?
  2. Если думаю над решением, то как задачка, сдвигающая меня в сторону решения сформулирована у меня в списке дел?
  3. Можно ли сформулировать эту задачку точнее?

Отдельно подумалось, что полезно и переживания по поводу сложности задачи вынести себе отдельной задачки в духе: «Записать в дневник: что именно мешало мне справляться с задачей? Как можно взаимодействовать с этим по-другому в следующий раз?»

Контент-план борющегося с перфекционизмом

перфекционизм

На днях у психолога Irine Rokotova в фб появился замечательный пост про блоги и перфекционизм, называется «Контент-план борющегося с перфекционизмом».

В этом контент-плане всего три пункта:

— написать то, что никому не интересно
— написать то, что совершенно очевидно
— написать то, в чем я плохо разбираюсь

Сначала просто усмехнулся. Как точно-то! Сколько только в прошлом месяце отвернул своих постов из блога по хотя бы одной из этих родных уже причин!

А потом меня пронзила мысль: Стоп! Но это же правда прям готовенький контент-план, без шуток, контент-план борющегося с перфекционизмом. Бери, да делай.

Решил воспользоваться этими тремя пунктами как руководством к действию: придумать себе темы 3 постов соответствующих плану, и написать их до конца января.

Сходу оказалось, что сложнее всего, не поверите, придумать тему, которая никому не интересна.

Темы накидал такие:
— помодоро-таймер (очевидное)
— аэропресс (плохо разбираюсь)
— сборник nuggets (не интересно. хотя, чорт, мне вот очень интересно)

Такой вот челлендж. Кто со мной?

#очевиднонеинтереснонеразбираюсь

Барбара Оакли отвечает: Как читать/учиться сфокусировано и сконцентрировано, избегая отвлечений и прокрастинации?

бег и разум

Физкультура! Физкультура! Физкультура! Разные исследования подтверждают, что именно физические упражнения помогают справиться с ситуациями, когда вы застряли, отвлекаетесь, прокрастинируете и далее по тексту. Поэтому просто глупо не пользоваться возможностью провести какое-то время, упражняясь, особенно, если вы сбиты с толку.

Когда я начинаю отвлекаться, то обычно стараюсь найти минут 40 на физические упражнения. Прогулка по улице в бодром темпе вполне подходит, и после нее я чаще всего чувствую, что «вернулась на рельсы».

Посмотрите полезное видео, которое мы записали для курса Learning How to Learn, там мой коллега по курсу Терри Сейновски рассказывает подробности о том, почему физкультура важна. А выше на фото вы видите Терри после пробежки по пляжу. Подает пример!

Барбара Оакли отвечает: 5 трюков для слушателей лекций

барбара оакли 5 трюков для студентов

Окей, настало время признаться. У меня никогда не получалось эффективно учиться, пока я была студентом. Я могла сфокусироваться минут на 10 или 15, а потом тут же отвлекалась, а дальше, ясное дело, теряла мысль которую нам пытался донести лектор. На остаток лекции я становилась просто стенографисткой. Училась я на самом деле только тогда, когда покидала стены класса и могла разбираться с материалом комфортным мне способом. Я не одна такая. Знаменитый нейрохирург Бен Карсон чуть не вылетел с медицинского до тех пор, поке не перестал ходить на лекции и не начал посвещать все освободившееся время самостоятельной работе над программой.

Частично, именно поэтому я такой ярый проповедник онлайновых курсов (я, конечно, прозвучу предвзято из-за того, что мой с Терри Сейновски курс Learning How to Learn размещен на Coursera, но мне правда кажется, что Курсера — один из лучших сайтов для онлайн-обучения). Прелесть онлайн курсов для меня заключается в том, что вы в любой момент можете поставить видео на паузу и прокрутить заново любой открывок, который вам вздумается. Самые хорошие онлайн курсы еще и расщепляют информацию на небольшие порции, считайте, готовые чанки. Это ровно то, что нужно нашему мозгу для более эффективного обучения. Думаю, что в старшей школе и колледже уроки в итоге будут перевернуты с ног на голову: дома ученики самостоятельно будут изучать видео, а потом приходить в школу и обсуждать то, что узнали, вместе с другими учениками и учителями.

Но в данный момент студенты и школьники все-таки все еще сидят в классах и адуиториях, поэтому вот несколько трюков, которые могут быть им полезны:

1. Не отвлекайтесь. НИКОГДА не пользуйтесь своим ноутбуком или смартфоном, пока вы на лекции. Вам может казаться, что вы в нужные моменты переключаетесь между лекцией и чем-нибудь интересным в онлайне, продолжая следить за тем, что говорит лектор, но на самом деле это совсем не так.

2. Записывайте лекции от руки. Исследования подтверждают, что гораздо эффективнее писать конспекты от руки, чем впечатывать их в текстовый редактор. Путсь даже это и медленней. Заодно это лишний повод вспомнить зачем нам прописи в XXI веке.

3. Закапывайтесь в материал. Если лектор приглашает вас подумать вслух, поработать в группах или что-нибудь в таком духе — всегда соглашайтесь! Когда я преподаю технические предметы, я стараюсь никогда не быть «говорящей спиной», и просто решать задачи на глазах у адитории, вместо этого приглашаю студентов порешать задачки в группах самостоятельно. И потом обычно замечаю, что всегда есть некоторые студенты, которые предпочитают не утруждать себя интеллектуально. Они не участвуют в групповых обсуждениях и просто дают другим придумать ответ за них. На тестах у этих ребят обычно худшие результаты.

Даже если вам достался преподаватель, который просто записывает ход своей мысли на доске, старайтесь всеми силами вовлекать себя в процесс: попробуйте задавать вопросы, необязательно даже вслух, если стесняетесь. Если почувствовали, что мысли уносят вас из аудитории, обратите внимание на пальцы ног, вдавите их в пол, чтобы почувствовать себя здесь и сейчас.

4. Забегайте впередЕсли это возможно, читайте учебник вперед, чтобы на лекции вы повторяли бы материал. Если вне лекций со свободным временем у вас  скверно, например, работаете помимо обучения — попробуйте читать учебник надолго вперед на каникулах.

Еще хорошая идея проверить Class Central и пройти подходящий курс перед тем, как начнется курс в вашем университете. Отзывы на курсы помогут вам выбрать хороший вариант. Если пройдете курс, сможете заполучить «большую картинку» по предмету, который будете изучать, это поможет собрать «скелет» для знаний, которые будете получать после. Такая ранняя подготовка принесет вам серьезную пользу в будущем.

Что касается более точных советов: попробуйте перед каждым уроком вспоминать то, что вы читали в учебнике, а во время урока предугадывать следующую мысль учителя. Этот трюк поможет «встречать» новые знания и укладывать их в заготовленные во время домашнего чтения рамки. После лекции, по пути домой попробуйте повторять основные мысли лекции. Вам может показаться, что повторять материал — очевидный трюк, но именно так вы сможете собирать из полученных знаний отдельные чанки и собирать из них нейронные связи, которые потом помогут вам легко пользоваться усвоенной информацией.

5. Высыпайтесь и занимайтесь спортомВ противном случае все остальные усилия, которые вы вкладываете в учебу, просто бесполезны.

Подробнее о том, почему это важно, вы можете узнать в нашем курсе Learning How to Learn, и  в книжке «Думай как математик»  (не пугайтесь названия, это книжка о том, как учиться, а не о математике!)

Барбара Оакли отвечает: как лучше всего учиться новому?

Если говорить про ресурсы, которые помогут учиться чему-то новому, то следует обратить внимание на так называемые MOOC (massive open online courses — массовые открытые онлайновые курсы) от ведущих платформ вроде Coursera, edX, FutureLearn. Это фантастический современный способ получать знания о различных областях знаний. Class Central может помочь вам выбрать наиболее популярные и пролайканные курсы почти по любой теме, которая вас может интересовать. Кстати, наш с Терри Сейновски курсера-курс «Как научиться учиться» — самый популярный онлайн курс на данный момент, за последние 20 месяцев в нем зарегистрировались порядка полутора миллиона людей. Курсы подобные нашему популярны не случайны — люди просто находят их полезными. Lynda.com пользуется популярностью среди людей, которым интересны темы бизнеса, креативные и технические профессии. Udacity прославились своей программой наностепеней. Я сама планирую пройти Premiere Pro CC Essential Training на Lynda.com, слышала о нем хорошие отзывы.

Что касается запоминания новых знаний, есть разные способы. Читаете книги? Старайтесь читать максимально внимательно, чуть ли не проговаривая про себя текст. Потом сделайте паузу, прикройте книжку и проверьте, что из прочитанного вы можете вспомнить: какие можете выделить главные идеи книги, какие главные идеи были на прочитанных только что страницах? Эта простая техника повторения гораздо более мощная, чем подчеркивание, перечитывание или составление майндкарт. При таком подходе вы не только запоминаете, но и разбираетесь с материалом каждый раз, когда закрываете книжку. (подробнее об этом исследовании можно прочитать в Science)

0b27803724de7b55d11cbbc5ddc47d2a

Похожую технику вы можете использовать, если смотрите видео для того, чтобы учиться: жмете паузу и вспоминаете основную идею или идеи. После этого можно прокручивать это все в голове в любой момент дня: когда едете в транспорте, принимаете душ или идете по улице. Вам может показаться, что повторять небольшие кусочки в комфортных условиях не очень-то полезно для понимания предмета в целом, но на самом-то деле это помогает вам укрепить основные концепты в памяти, чтобы потом, когда они понадобятся, память вам их радостней подсовывала. Еще эта техника напоминает самотестирование — чем больше раз вы успеете проверить свое понимание всеми способами, которые только придумаете, тем лучше разберетесь с новыми знаниями.

Написать текст по теме или сделать какой-нибудь небольшой проект совершенно точно помогут вам «закодировать на нейронном уровне» ключевые идеи изучаемого материала. Рисовать какие-нибудь простенькие рисунки, иллюстрирующие то, что вы изучаете тоже очень полезно. Даже если рисуете скверно.

Поэты часто говорят, что важно заучить стихотворение, чтобы глубже его понять. Ну не оставим же мы такую радость только поэтам? Когда будете разбираться с точными науками, попробуйте точно так же заучивать ключевые уравнения, как стихотворения. Вы обнаружите, что понимаете их лучше уже в процессе заучивания, так как мозг будет собирать из них нейронные структуры. Конечно же, вы в любой момент сможете заглянуть в справочник и найти там эти формулы. Но это лишь значит, что вы недостаточно освоили изучаемый материал.

Еще может быть полезным придумывать себе дурацкие метафоры. Например, идею о пределах из математики можно представить как скрытного преследователя, который все крадется, крадется за вами, но никогда не подходит достаточно близко!

Наконец, попробуйте пообъяснять то, с чем вы сами разбираетесь, вслух. Попробуйте объяснять это так просто, как можете, как будто рассказываете об этом абсолютному новичку, или соседу, или ребенку. Кстати, эту самую технику «как будто рассказываешь соседу» использовал Дарвин, чтобы лучше понять собственные идеи, из которых потом выросла теория эволюции.

Надеюсь, эти идеи были вам полезны! Если стало интересно узнать об этом больше, запишитесь на курс ‘Learning How to Learn’ или почитайте мою книгу «Думай как математик» (которая несмотря на название, не про математику, а про то, как учиться и содержит кучу полезных метафор и моих любимых техник)