Facebook · Twitter

Brainhack
другой мой блог. Про мозг и психологию

Selfmanage.ru
селф-менеджмент коучинг, тренинги и лекции.
cover

Интересуетесь личной эффективностью? Загляните на www.selfmanage.ru

Сделал конспект лекции Татьяны Черниговской «Как научить мозг учиться».

Название и описание лекции в фэйсбуке заинтриговали. Подогревало интерес еще и то, что Татьяна Черниговская — дважды доктор наук и один из ведущих специалистов-когнитивистов в России.

Однако, пока обрабатывал конспект, окончательно убедился в том, что содержание лекции не соответствовало названию: практических методов о том, как именно тренировать мозг, почти не было. В основном лекция состояла из общих сведений о мозге и о том, как его изучают. Новых для меня сведений было, увы, слишком мало (но взгляните хотя бы на видео с приматами и цифрами!).


— Мозг обучается всегда, даже когда мы не обращаем на это внимание.

— Когда-то считалось, что неандертальцы — тупиковая ветвь, и мы им не родня. Когда секвенировали геном неандертальца, оказалось, что вполне себе родственники.

— Еще фанфакт: несколько видов homo жили одновременно, например, с неандертальцами. Если размышлять об этом с точки зрения результата в виде нас с вами, то можно представить, что тогда одновременно жило несколько видов, каждый из которых до нас в чем-то не дотягивал.

— Плюс сравнительно недавно на Алтае был обнаружен Денисовский человек. Нашли фалангу пальца девочки 13 лет, секвенировали и выяснилось, что это и не неандерталец и не человек (в значении гомо сапиенс), а нечто другое.

— Важными отличиями человека от других животных является язык и сознание.

— Мы постоянно имеем дело не только с самими объектами, но и с символами.
Вот, допустим, на столе стоит стакан. Зачем его называть «стаканом»? Зачем его рисовать?
Кажется, у человека есть то, что можно назвать «страсть к дублированию мира».

— Рассказала, что Лотман, с которым она общалась, говорил, что пока Тургенев не описал «лишних людей» их и не было. Барышни не падали в обморок, пока это не было описано в литературе и т. п. Это к вопросу о том, как искусство влияет на мир.

— У нас в голове вообще есть совсем абстрактные вещи: математика, музыка, время.

— Человеку может повезти с генами, но все равно нужно постоянно учиться и прокачиваться. Везение с генами — это как рояль Steinway, доставшийся по наследству. Хорошо, конечно, но играть-то на нем все равно нужно учиться.

— Важно понять, что мы зависим от нашего мозга на все 100%. Да, мы смотрим на мир «своими глазами», что-то слышим, что-то ощущаем, но то, как мы понимаем это все, зависит только от мозга. Он сам решает, что нам показывать и как. По сути, мы вообще не знаем, что такое реальность на самом деле. Или как видит и ощущает мир другой человек? А мышь? А как видели мир шумеры?

— Мозг знает как учиться и понимает, как он это делает, но не объясняет этого нам.
Если бы понять — мы бы по-другому учились.

— Возможно, в школах и ВУЗах стоит учить больше не наборам фактов, а тому, как добывать информацию. Важные вопросы: как научиться учиться? Как научиться контролировать внимание или память? Как научиться правильно классифицировать и упаковывать информацию?

— Мозг — не решето. Мы, грубо говоря, ничего не забываем, просто большая часть данных лежит в «папке „Другое“».

— Если хотите что-то помнить утром — нужно выучить и заснуть. Какое-то время назад это было догадкой, сейчас это научный факт. Полученные данные должны переместиться в долгосрочную память, и происходит это только во время сна.

— Были упомянуты принципы функционирования сложных систем (синергетика) и когнитивные алгоритмы принятия решений, но без каких-либо подробностей.

— Сказала, что на лекциях ее часто спрашивают «Вы так говорите о мозге, как о чем-то отдельном, вы с себя с мозгом не отождествляете?» Ответчает: «Нет». Есть исследования, которые показали, что четко есть два разных момента: один, когда решение принято мозгом, и второй, когда мы что-то с этим сделали. Мозг сам все решает и по пути создает иллюзию, что мы что-то контролируем.

— На данный момент науке уже довольно много известно о нейронах и их свойствах. Все больше начинаем понимать нейронные сети.

— В мозге есть хранилище на 2,5 петабайт. Это примерно 3 миллиона часов сериала.

— Маленькие дети не умеют врать потому, что думают, что все остальные знают точно то же самое, что знают они, и врать бесполезно. Когда ребенок начинает врать — это своего рода левелап.

— Полезно учить мозг смотреть на мир глазами других людей. Способность строить модель «другого» дает поведенческое преимущество.

— Прозвучали на английском формулировки 'mirror systems' и 'theory of mind', но тоже, увы, бегло, и не были раскрыты.

— У ворон, а точнее даже у врановых в целом, мозг довольно похож на мозг приматов по уровню развития. Вороны узнают свое отражение.

— Обезьяны успевают заметить порядок чисел и быстро в правильном порядке нажимать квадратики, под которыми числа скрываются. Вот видео:

— Мозг дельфинов тоже мощно развит. Пошутила, что еще неизвестно у кого лучше — у нас или у них. Говорит, что часто в ответ доносится «Но они же не построили цивилизацию!». Но какая разница, когда они могут спать отключая только одно полушарие и продолжая бодрствовать, обладают иронией, своим языком, живут счастливыми жизнями, всегда сыты, не имеют совсем опасных врагов и далее по списку.

— И еще был знаменитый попугай Алекс. Он знал порядка 150 слов, отвечал на вопросы, отличал цвета и размеры объектов, слова и буквы:

— С появлением внешних хранилищ информации с одной стороны сложнее стало учиться ими пользоваться, с другой — достаточно базовых технических навыков, чтобы просто иметь доступ к информации в Интернете, например.

— Современная тенденция, что дети сходу играют в айпады — опасна. Прокачивать мелкую моторику очень важно, в том числе для того, чтобы ребенок начал говорить. Поэтому пластилин и все такое по-прежнему актуальны.

— В одном из Древних Китаев на руководящие должности было всего два экзамена: каллиграфия и стихосложение.

— Много интересных исследований сейчас происходит благодаря технологиям brain imaging (или neuroimaging). Но возник вопрос «Как правильно трактовать эти изображения?» и все больше математиков и аналитиков подключились к задачам нейронаук.

— На картах мозга, в частности, видно быстро или медленно будет обучаться ребенок.

— До сих пор не очень понятно, каким образом в мозге хранятся языки, слова, их значения. При этом есть патологии, когда люди не помнят существительные, но помнят глаголы. И наоборот.

— Мозг людей, знающих больше одного языка, имеет преимущество перед мозгом тех, кто знает только один. Учить языки полезно для развития мозга, и это тоже один из способов «отодвинуть Альцгеймера».

— Хороший мозг постоянно учится. Приучите себя постоянно выполнять трудную (но выполнимую) мозговую работу. Это позволит дольше оставаться в сознании. В прямом смысле.

— Один из ее знакомых исследователей мозга рассказывал, что когда его мама стала в 89 лет жаловаться на память, он посоветовал ей заняться изучением древнегреческого. Она занялась, и проблемы с памятью пропали.

— Рассказала, как ее поразила история о том, как дети в Японии учатся играть в игру го: взрослые просто сидят за доской и играют в го, а дети бегают вокруг и иногда, бывает, смотрят на доску. Через некоторое время, когда дорастают до того, чтобы захотеть поиграть — садятся за доску и сходу неплохо играют.

— Мозг «созревает» по частям. Лобные доли, к примеру, до 21—23. Особенно это имеет значение в детстве, там разброс до 2 лет, и если ребенок еще не готов «сидеть прямо и смотреть на доску», то, вероятно, он действительно еще не готов. Важный момент: ускорять развитие детей нельзя, это губительно.

— На всякий случай: переучивать левшей на правшей ни в коем случае нельзя. Вы переучиваете таким образом не руку, а мозг, и вытекает это все в тики, заикания, неврозы и т. д.

— Мозг женщин и мужчин отличается. Женский эффективнее из-за большего количества серого вещества. Я так понял, что связано это с эволюцией — в то время, пока мужчины бегали за мамонтами, женщинам приходилось прокручивать в голове более сложные схемы, плюс переживать за детей, за лагерь и многое другое.

— Детей стоит обучать, учитывая эти особенности мозга. С мальчиками говорить краткими предложениями, вовлекать в процесс, давать меньше письменных заданий, хвалить за них и давать больше двигаться, чтобы они сбрасывали агрессию. Плюс, говорят, что мальчики в прохладном помещении быстрее соображают, а в тепле начинают засыпать. Девочкам больше нравится работать в группах, им важно смотреть в глаза и говорить об эмоциях, не стоит повышать тон, полезно привлекать помогать учителям. Важно научить справляться с опасностями, которые им готовит наш мир.

— Из вышесказанного возникает открытый вопрос: как готовить учителей?

— Занятия музыкой положительно влияют на мозг. Усложняют его, улучшают качество нейронных сетей, обеспечивают лучшую пластичность и лучше сохраняют его к старости.

— «Не каждый доживет до Альцгеймера»

— Забывание, отвлечение, перерывы и сон — не помехи для обучения. Скорее наоборот. У всех свой стиль обучения, важнее его найти.

— Бывают плохие состояния для умственной работы. В этот момент важно это понять и переключиться на другую работу, а к этой вернуться позже.

— Техническая тренировка навыков, как принято в музыке и спорте, не подходит для умственной работы. Есть риск загнать себя в регулярные переживания, и настает момент, когда мозг будет отторгать новые задачи.

— Важно понимать и честно отвечать себе на вопрос «Зачем я учусь?». Выстраивание реальной картинки по этому поводу спасло бы от лишних мучений.

— Делить проект на мелкие выполнимые части действительно полезно. Как и менять обстановку, окружение, позу в которой сидишь и т. п.

— Полезно делать регулярные 15-минутные перерывы для стабилизации выученного.

— Движения могут помогать запоминанию. «Тело помогает».

— Устное воспроизведение выученного тоже важно.

— Полезно тренировать концентрацию, память, скорость мысли, когнитивную гибкость.

— По поводу тренировки памяти полезно обращаться к опыту древних греков. Например, ложась спать вспоминать весь день подробно — с момента пробуждения и до момента, когда лег спать.

— Главные вопросы по поводу памяти: как запомнить? как сохранить? как вытащить знания из памяти?

— Бесцельные размышления, всякие праздные вопросы или так называемый 'wandering mind' тоже полезны.

— Гигантский процент того, что мы делаем, мы делаем бессознательно.

— Вопрос из зала про разницу между полушариями, и стоит ли развивать менее прокачанное. Ответ: по последним исследованиям разница не настолько жесткая, как казалось раньше, мозг всегда все равно работает целиком, стенок, отделяющих полушария, внутри нет, поэтому можно просто сосредоточиться на прокачке мозга.

— Вопрос из зала: «Что думаете про методику автописьмо, когда утром проснулся и сразу пишешь, что приходит в голову?». Ответ: да, хорошее дело. И пример приведен был про гениев, которые вскакивают посреди ночи и что-то пишут на листке, а утром этого не помнят и с удивлением обнаруживают стихотворение.

— Вопрос из зала про мультилингвальность для детей. Ответ: чем раньше ребенок погружается в оба языка (или более)  — тем лучше. По сути, даже когда ребенок учит родной язык, он расшифровывает совсем незнакомый ему набор сущностей с нуля, поэтому от того, что добавится еще один набор слов, ничего страшного не произойдёт. По мнению одной из ее коллег, важно, чтобы языковая среда уже до 3 лет была мультилингвальной, если есть такая необходимость.

— Вопрос из зала: «Как отличить трудные задачи от невыполнимых?». Ответ: сами поймете, когда будет трудно, а когда невыполнимо.

— Тренируйте мозг. Постоянно. Важно понять себя, найти подходящие методики и регулярно практиковать их.

— Обучение существенно меняет мозг. Пока вы читали этот пост — ваш мозг изменился.

— В конце лекции задал вопрос о книгах про мозг, которые стоит почитать. Посоветовала свою книгу «Чеширская улыбка кота Шредингера».

— Еще прозвучало название книги «The mind's best trick». Кажется, речь шла о книге Даниэля Вегнера.

56 комментариев
Вадим

Так как, собственно, научить мозг учиться?

Макс Черепица

Об этом я и написал во вступлении — к сожалению, в данной лекции были заданы лишь направления и было мало конкретных рецептов.

Могу посоветовать курс 'Learning How To Learn' на Курсере: https://www.coursera.org/learn/learning-how-to-learn

Вадим

Упс, сработала привычка игнорировать вступления :)

Вячеслав

Максим, спасибо, супер пост, узнал много нового!

Владимир

Мои размышления на тему, что технология работы с информацией — основа обучения: http://www.pvpcenter.org/books/freebook/mybooks.php

Олег

Спасибо!
Не очень много действительно нового, но всё равно интересно

Антощук Евгений

...«.— Мозг — не решето. Мы, грубо говоря, ничего не забываем, просто большая часть данных лежит в „папке „Другое“..... — И это правильно! И это — главное!!!!!!!!!!!

Мишка

Про женский мозг интересно..... почему тогда женщины играют в шахматы намного хуже мужчин? абсолютно доказанный временем факт.

Елена Конева

Спасибо. Очень полезно, чтобы озаботиться темой рефлексии себя и начать читать источники. Жанр конспекта прекрасно работает, как флеш-поток, и является дружественной, человеческой формой передачи знания. Не то что ленивые перепосты чужих текстов.

Мила Гуторова

Спасибо! Очень интересно. Пытаюсь учить английский самостоятельно) похоже на насилование мозга, так он сопротивляется))

Юленция

А нам,женщинам ,в шахматы не интересно играть,в глаза сопернику не посмотришь,эмоций мало , да и не группа.

Мишка

Бленция....это вы про себя лично говорите, или от имени всех женщин, в том числе профессиональных шахматисток посвятивших свою жизнь этой игре?

Мишка

Юленция....это вы про себя лично говорите, или от имени всех женщин, в том числе профессиональных шахматисток посвятивших свою жизнь этой игре?

rodocop

Научить мозг учиться — по большому счету энергетическая проблема.

Обучение (и, если шире, познание), а также мышлени — крайне энергозатратные процессы.
Ведь что вообще такое эти самые нейронные сети? На самом деле масштабируемость вычислительных (не хранящих!) способностей мозга крайне высока и мозг намного более масштабируем в плане активного а не пассивного запоминания информации.

Дело в том, что способности мозга определяются не количеством нейронов в мозгу (это число, хоть и варьирует у разных людей, но в относительно небольших пределах — максимум в разы; у одного и того же человека нейронов и вовсе практически неизменное число), а количеством и архитектурой нервных связей. Каждый нейрон может формировать множество нервных связей с другими нейронами (и здесь разница может быть многократной для отдельно взятого нейрона). Нервные связи — не абстрактное, а вполне материальное понятие. Это отростки, соединяющие нервные клетки.

rodocop

Кроме числа нервных связей, важна и их пространственная организация. Понимая это и зная, что каждый нейрон может создать произвольное (в разумных пределах) число нервных связей с огромным числом соседних нейронов — можно прикинуть вариабельность и масштабируемость подобного решения. Опять же по мере роста степени связности возможности обработки информации возрастают даже не экспоненциально.
Хорошо тренированный мозг, если вы могли заметить это за собой, решает задачи не в алгоритмической «плоскости», а «в многомерном пространстве». Иногда это выглядит так, что ответ приходит сразу, в момент, «свыше». Или вообще неизвестно откуда. Часто именно это называют «интуицией».

Так вот это просто работа нейронной сети с «высокой степенью связности».

rodocop

Проблема в том, что энергопотребление мозга в данном случае чрезвычайно высоко. Каждая новая нервная связь — это новые затраты энергии за счет повышенного расхода нейромедиаторов (веществ, передающих сигналы от клетке к клетке). Поэтому организм подсознательно старается сократить любую когнитивную и рассудочную деятельность. Поэтому организм наш не любит новое и непривычное (точнее, мы всегда оцениваем новое и непривычное ниже и как менее привлекательное, чем знакомое. Отсюда, в частности, знаменитое «стерпится — слюбится»).

Чтобы человек не погряз в консервативной экономии, нам дарован противоположный механизм, поощряющий наши выходы из зоны комфорта (несмотря на лишние энергозатраты), поощряющий обучение и любопытство.
Часть этого механизма имеет гормональную природу — такие гормоны как серотонин и эндорфины отвечают за поощрение организма. За кайф. В том числе — за удовольствие от познания нового, за удовольствие от решения усложненных задач и т. п.

rodocop

Если, однако, не использовать, не тренировать мозг долгое время — мы постепенно утрачиваем способность стимулировать себя к мозговой работе. Не полностью, но она сильно ослабевает.
Это своеобразный замкнутый круг, замковым камнем которого является все та же термодинамика, заставляющая нас искать наиболее энергосберегающие пути.

Таким образом, чтобы научить свой мозг учиться — есть только один верный путь. Замкнуть этот же круг с негативной регуляции на позитив. Т. е. учить его (практически насильно) ПОСТОЯННО и непрерывно. Это так же точно работает, как физические тренировки — сначала они кажутся изнурительной ибессмысленной каторгой, но чем дальше, тем больше вы начинаете контролировать процесс и получать от него удовольствие. А все потому, что в организме постепенно формируется новый гомеостаз, новый баланс равновесия — в котором учтены вложенные вами усилия (организм, конечно, «понимает» все это в биохимической и энергетической форме). Вот этот сдвиг динамического равновесия, в котором всю жизнь пребывает наш организм — это и есть самая сложная и психологически тяжелая задача.

Просто, когда мы ленимся — этот сдвиг происходит в менее энергозатратную сторону автоматически. Но тоже относительно медленно, постепенно. Против же термодинамики работать еще сложнее и дольше — поэтому просто надо заставлять себя работать головой.

rodocop

Чтобы выдержать, не сдаться в процессе — позаботьтесь, чтобы у мозга по ходу обучения были «праздники»: обеспечьте себя заведомо посильными (но требующими некоторого напряжения) задачами. Когда вы будете решать их — мозг будет получать положительную стимуляцию, удовольствие. Это будет подзаряжать вашу психику, ваши душевные батарейки, чтобы делать следующий шаг.

В какой-то момент (не в первые месяцы точно) вы поймете, что теперь просто не можете без того, чтобы искать мозгу новой нагрузки. Считайте, что вы переломили ситуацию — теперь вам достаточно просто подкармливать мозг в свое и его удовольствие. Но помните две вещи:

1) периодически даже на этом этапе стоит давать мозгу задачи повышенной сложности — и даже неразрешимые (что-то вроде размышлений о бесконечности вселенной и смысле жизни). Старайтесь не только глубже мыслить, но и глубже чувствовать, глубже рефлексировать — все это также развивает мозг.

2) если вы вдруг прекратите тренировать мозг — обратное сползание произойдет гораздо быстрее, чем путь наверх.

В общем, все как в спортзале. Качайте свою «мышцу разума», не позволяйте душе (т. е. на самом деле психике и разуму) лениться — и у вас все получится!

rodocop

Про шахматы. Шахматы представляют собой вариант плоскостного, алгоритмического (но многоступенчатого и потому сильно разветвленного) построения задачи.

Женский же мозг лучше решает именно «пространственные» проблемы. Именно поэтому у женщин так сильна интуиция.

Увы, для той же самой исследовательской деятельности необходимо совмещение развитого «объемного» мышления с развитым же алгоритмическим. А с линейной логикой у женщин проблемы.

По этой же причине лучших результатов добиваются не одиночно работающие ученые, а миниколлективы из 2-3 человек, где один или два отвечают за стандартный исследовательский алгоритм, а один человек — обязательно за «объемное» мышление. За «озарения». Как правило, такой человек работает на стыке двух или нескольких наук и сам по себе не простраивает и не проводит длительные научные изыскания, но именно такие умы часто решают ключевые «затыки», на осознание которых у «линейных» исследователей просто не хватает «пространственности», «объема» мышления.

Именно такой парой были Уотсон и Крик, открывшие ДНК. Уотсон, грубо говоря, пахал на молекулярно-биологических галерах, а Крик вообще был физиком, который бродил по лабораториям, поглядывал-обдумывал, кто чем занимается — и периодически подкидывал нестандартные идеи, гипотезы и мысли. Так вышло и с двойной спиралью ДНК. Отчасти помог физический бэкграунд, который у Крика был явно покруче Уотсоновского, отчасти — вот эта вот слегка «шизофреническая» модель объемного мышления.

Stanislava M.

@Мишка

Дались Вам эти шахматы... :))

Игорь В

По опыту, учебе помогает периодическое повторение.
Однако повторять всё некогда, поэтому, я, например, пользуюсь на своем айфоне вот такой программой (и всем советую):
https://appsto.re/ru/ZJ1B5.i
https://itunes.apple.com/us/app/learn-by-heart/id963598579?mt=8

Макс Черепица

Периодическое повторение один из самых эффективных способов, да.
Спасибо за наводку на приложение, есть еще вот такое приложение для запоминания при помощи карточек: http://ankisrs.net/

Света Эшке

Спасибо, Максим, за вступление...Вы лишь подтвердили мои наблюдения, что из выступления в выступление, из  статьи в статью, автор , к сожалению, говорит лишь общие вещи, это и свидетельствует о том, что по учебникам и статьям предшественников человек, и даже обладатель докторских, получает лишь мертвые знания.Взять хотя бы формулировку:учить нужно человека, причем учить размышлять и мыслить в правильном направлении, посредством данного нам органа под названием мозг.

Света Эшке

дополню: наша сущность и душа мудры, и порою то, что человек хочет «загрузить» в свою голову лишнее, либо человек мало готов к принятию этих знаний, либо есть блок в виде стресса в памяти из детства по поводу учебы, просто это нужно осознавать. Если с удовольствием, если интересно и полезно, человек легко усваивает знания посредством мозга и мыслительного процесса. Но огромное количество информации и в культуре , и в науке, в литературе абсолютно вредны для эволюции души человека, поэтому и возникает отторжение . Вся информация поступающая через слух, зрение -это пища для ума и души, и она, как и пища для желудка, должна быть лишь полезная и качественная.

Алла Бычкова

Поразительная вещь, которая заставляет задуматься: Святой Франциск начинал свой орден с абсолютного отказа от всего, даже получения знаний считалось лишним (не только францисканцы, но и многие богословские ордена с этого и начинали, например, минориты и др), чтобы ничто не мешало душе развиваться,.. но потом неизбежно шли к накоплению, в том числе знаний (примером этого — потрясающие библиотеки монастырей). Человек стремится к знанию. Каждый достигает это своим путем... Ведь, если мы спросим певца, как он исполняет какой-то пассаж, то начнуться невообразимые объяснения об ощущениях... Думаю, так же трудно Черниговскую просить объяснить, как все таки научить мозг учиться... Это её индивидуальный опыт... Но главное то всем известно — это тяжелый труд, медленный и... далее уже каждый добавит свой опыт)

irene

rodocop, спасибо за полезную информацию!

Андрей Назаренко

Спасибо за конспект и видео!

Сергей Касаткин

моя творческая методика (условно говоря) «Как стать гением» в ЮТубе: «Ритуал»(2013, реж.Самусенко, 2`) и «Член Союза литераторов»(2012, реж.Везирханова, 14`). Я привожу себя в экстатическое состояние: то есть «завожусь» до творческого озарения. При этом я кручу кистями — выполняю мелкую моторику пальцев: этим я пробуждаю левое полушарие, ответственное за интуицию и искромётно начинают выскакивать ассоциации. Тело «растормаживаю», «танцем дервиша»

Антощук Евгений

Так давайте будем учить сердце биться, желудок — переваривать пищу, печень.............................- глупо!

Юрий Сафроненко

Огромнейшее спасибо за такой материал.
Метафоры сплошные и чудодейственные. Давно изучаю стратегии мышления, стратегии принятия решений и Ваш текст, «как манна небесная», «сон в руку».
За такие исследования был изгнан из ВУЗа с факультета психологии.
Так, как шёл к пониманию данной темы, понял практически всё по материалу.
То, что не понял уже ищу.
Ещё раз огромное спасибо.
Метафоры сплошные и чудодейственные.

Юрий Сафроненко

2 Антощук Евгений
«Так давайте будем учить сердце биться, желудок — переваривать пищу, печень.............................- глупо!»
Евгений, Вы очень удивитесь. Очень.
Именно в этой прекрасной метафоре от Вас, может заключаться смысл жизни человека.

Guéléna

Фрэнсис Крик позже книгу написал « о существовании души...»

Irina

Спасибо, очень интересно.

Не случайно в прежнее время практиковалось раздельное обучение, не случайно.

Макс Черепица

Исследования, которые подтвердили эти гипотезы про различия мозга появились к концу XX века. И эти исследования не указывают на то, что необходимо обучать детей раздельно, а лишь на то, что нужно учитывать особенности.

Юрий Сафроненко

Особенности ... фантастическое попадание в 10.
Именно особенности отличают деток в школе и людей вообще. В классах школы, у различных преподавателей, есть различные успевающие. вот уж особенности. Я и мои коллеги изучали это с позиции моделирования NLP. Любопытные выводы. Успевающие дети были практически «похожи» на преподавателей. Чаще всего, «похожи» структурами речи.
Мы пришли к выводу и будем пробовать на следующий 2016 год, эксперентально создать несколько классов-направлений.

Варвара

Я была на этой лекции в лектории «Прямая речь» в ЦДЛ
Да, Татьяна Владимировна сначала рассказала много фактов о мозге. Во второй части лекции она давала конкретные советы как научить мозг учиться:

  • повторять за говорчщим то что слышишь
  • параллельно с этим писать числительные от 1 до 100
  • писать числительные в обратном порядке
  • записывать все числительные и имена собственные, которые произносит говорящий
    И еще много практических советов!
    Автору этого поста очень важно было описать свои умственные способности! Все тезисы написаны с издевкой.
    Я уверена, что все кто был на лекции поддержут меня в том, что заявленная тема была полностью раскрыта. Скоро Черниговская опят будет в Москве, всем рекомендую:)
Макс Черепица

Варвара, спасибо за дополнение!
На лекции, с которой сделан конспект, указанное вами упражнение озвучено не было.

Поскольку автору этого поста важно вести подробные конспекты, то я записывал за лектором почти каждое предложение. Тезисы переданы в очень сходных к лектору формулировках, и жаль, что вы увидели где-то издевку.

Если вспомните еще какие-то практические советы — буду рад увидеть их тут в комментариях, они бы хорошо дополнили конспект и могут пригодиться другим читателям и мне.

Юрий Сафроненко

Да, да, да ...

  • «параллельно с этим писать числительные от 1 до 100»
    -«повторять за говорчщим то что слышишь»
    -«записывать все числительные и имена собственные, которые произносит говорящий»
    Всё именно так. Это хорошая метафора к присутствию. Запоминается всё намного больше в таком состоянии.
    Йоги прижимая пальцы к пальцам, слегка потирают их. «Точка присутствия».
    Значит догадки верны...
    Спасибо за публикацию.
Александр Фролов

Мозг эволюционно научился учиться в режиме продуктивного мышления. Структура такого мышления известна. Технология передачи этой структуры создана и отработана. Для начала хотя бы заглянуть на сайт frocenter.ru. Да и толстая книжка написана про это. Но подход несколько отличается от обучения приматов. А  то, обучая кудесническими методами, получаем овощи.

Юрий Сафроненко

«Продуктивное мышление»
«Структура такого мышления известна» ????
Ну-ну ...

rodocop

О!, Вот и сектанты подтянулись ;-) Хорошие, но сектанты ;-)

Александр Фролов, при всем уважении к Вам и Вашим трудам — но рассуждать о рассудочной деятельности мозга без какого-либо базиса в области как биологии, так и лингвистики — непрофессионально.

Тем более делать категорические выводы о неком типе мышления и известности его структуры.

Дмитрий

Инженер, далёк от темы, как науки. Однако, до чего же интересно! С трёх лет жизнь заставила говорить на втором языке, с семи лет — третий, в 18 из желания читать и понимать ТВ — четвёртый. В 25 пытался учить пятый... Само собой уже не пошло... Спасибо за интересные факты, за теорию.

курмантаева сауле

Подскажите народ, как вернуть короткую память (после инсульта).

Лариса Синкевич

Cool!

Владимир В

Мозг дельфинов тоже мощно развит. Пошутила, что еще неизвестно у кого лучше — у нас или у них. Говорит, что часто в ответ доносится „Но они же не построили цивилизацию!“. Но какая разница, когда они могут спать отключая только одно полушарие и продолжая бодрствовать, обладают иронией, своим языком, живут счастливыми жизнями, всегда сыты, не имеют совсем опасных врагов и далее по списку

Здесь уважаемая профессор несколько промахнулась с ответом! Она не увидела глубинную суть отличия мозга дельфинов и человека, поэтому не смогла дать предельно корректный и правильный ответ,что,конечно, не умаляет ее интеллекта и знаний. А дело в том,что человек движен ЭГОИЗМОМ абсолютно во всех своих делах и начинаниях! Именно ЭГОИЗМ построил нашу цивилизацию и являетса истинной движушей силой прогресса! Без ЭГОИЗМА мы бы до сих пор счастливо жили бы в пещерах,лесу и т. д. и т. п. А у дельфинов ЭГОИЗМ отсутствует полностью,поэтому они и живут так,как живут. Все очень просто!Владимир

Юрий Сафроненко

2 Владимир В
Нууу, я бы не был таким категоричным.
Это лично ВАШЕ видения мира.
Если в нём движитель эгоизм, пусть так и будет.
Пусть будет и такой эксклюзив.
Порадуемся новизне :)
«эгоизм», ишь как закрутили ... :))

Владимир В

Уважаемый Юрий Сафроненко! Хочу Вам сказать, что я не высказывал своего мнения абсолютно! Идея о том, что ЭГОИЗМ является ядром человеческой природы принадлежит отнюдь не мне, а является очень древней мыслью наиболее выдающихся мыслителей всех времен и народов. А я просто её повторил. Хотя, конечно , Вы мне польстили, приписав это мне!Спасибо Вам за это большое! Мне было очень и очень приятно!

Юрий Сафроненко

Ну так звучало ... :)
Я рад, что Вы рады.
Прочитал Ваш материал высланный мне. Впечатляет. Есть над чем задуматься.
Огромное спасибо.
Готовлю Вам письмо со своим видением.

Хороших Вам дней.

Юрий Спиридонов

Тема очень интересует. Рад буду сотрудничать.

Натан Руткин

Вот 1-я часть лекции проф. Александрова Ю. И. В лекции рассматриваются различные теории научения и то что происходит на уровне нейронов.

https://youtu.be/D7jGJlXCMSI

Юрий Сафроненко

Натан, спасибо огромное за ссылку на лекцию Александрова.
Вместе с указанной Вами, посмотрел, послушал ещё с десяток лекций. Сделал выводы. Вот и сейчас в голове что-то «склеивается».
Юрий Спиридонов, напишите, в личку (yuriy.safronenko ... gmail.com)

Кир Ященко

Очень плохо законспектировал. Есть мысли, которые искажены до противоположных.

Макс Черепица

С радостью поправлю места в которых есть искажения, если укажете.
Но конспектировал по ходу лекции довольно внимательно, озадачен комментарием.

Антощук Евгений

Удивительно, как люди, которые умеют думать, ведутся на на тексты 19-го века.
Нельзя научить мозг учиться! Нельзя!!!!!!!!! Он так все умеет!
Нужно учиться этим умением пользоваться! Вы же не учите сердце биться, желудок — переваривать пищу, нос — сморкаться,. ..............
Глупые тексты времен Крупской...................., сколько можно на этих граблях танцевать!!!!!!!!!!
!

Алексей М

Спасибо! Интересная информация и очень вовремя.

Alex

«Мозг женщин и мужчин отличается. Женский эффективнее из-за большего количества серого вещества. Я так понял, что связано это с эволюцией — в то время, пока мужчины бегали за мамонтами, женщинам приходилось прокручивать в голове более сложные схемы, плюс переживать за детей, за лагерь и многое другое».


Что значит «бегали»? Бессмысленно бегали? И эффективней в чем? В хитрости? В творчестве? И что, кормить сиськой и «прокручивать в голове более сложные схемы» и «переживать» — более сложная задача для мозга, нежели с риском для собственной жизни выследить, загнать и убить зверя?
К тому же, женский мозг меньше мужского (и в абсолютном измерении и в относительном к массе тела). И меньше он, как раз, за счет неокортекса.
Черниговская Т.В. — Закончила отделение английской филологии филологического факультета Ленинградского государственного университета. Специализировалась в области экспериментальной фонетики.
Доктор бла-бла-токинга и член различных советов, оргкомитетов и редколегий.
Возможно, она интересный рассказчик, но сведения из различных областей науки, которые она сообщает, нуждаются в проверке и критическом осмыслении.

Светлана Белых

Ответ автору конспекта (Максу Черепице): Во-первых, насколько я помню, название лекции было со знаком вопроса. Во-вторых, Татьяна Владимировна упомянула фактически все закономерности (из тех, что известны), которые необходимо учитывать, если хочешь научить мозг учиться. В-третьих, в такой короткой по объему лекции невозможно раскрыть подробно упомянутые закономерности. Либо что-то одно, но подробно, либо все, но перечислить. И спасибо за такой ёмкий и пристрастный конспект, весьма полезно! Вышлю его Татьяне Владимировне!

Антощук Евгений

А как же научить ноги ходить или бегать. Сколько докторов наук нужно привлечь? А тот кто придумал колесо, наверно — академик. Прошла зима, настало лето. СПАСИБО ПАРТИИ ЗА ЭТО!!!!!!!!! — Совок в педагогике пока торжествует!

Антощук Евгений

Вообразите, как сотни Нобелевских лауреатов учат свои мозги учиться!!!!!!!!!!!!!!!!! А почему полуграмотные африканцы свободно владеют языком метрополий???????!!!!!!!!!!!!! А кто учил учиться мозги тысяч изобретателей и первооткрывателей?????????!!!!!!!!!!! Призываю вас, подумайте!!!!!!!!!!! Не отвлекайтесь на глупости!!!!!!!!! Опять упадете в объятия педологии!!!!!!!!!!!!!

Игорь Кравцов

Спасибо за конспект, Макс, но главного ты не уловил. Она постоянно возвращалась к мыслям именно из «The mind's best trick». Так что лекция была более пропагандистская, чем просветительская. Суть: мозг, типа, наперёд знает, какое решение мы примем, потому что можно видеть опережающие сигналы, связанные с будущим выбором.
Однако из исследования об опережающих сигналах нельзя произвести логический вывод об «успокаивающих сигналах», поскольку всякий сталкивался с ситуацией, когда преимущества одного из выборов были видны сразу, тем не менее требовалось время для окончательного решения.
Были и другие «перлы», возбуждающие вопрос, что она курит? Например, глаз дельфина-а-а!
Насчёт женского мозга ты тоже не совсем правильно уловил. Про эволюцию речь не шла. Она только сказала, что ненавидит феменисток и образно выразилась, что женщина — хранительница очага и ей приходится решать сразу много мелких задач. Можно понять и эволюционно и культурно.
Конспектируй ищо.

Надежда Диб

Спасибо за конспект.

Ваш комментарий
адрес не будет опубликован

ХТМЛ не работает

Ctrl + Enter
Популярное